PRDESIGN.RU Автор Монографии Публикации Контакты En Навигация ☰

Публикации : 2014

Зачем стартапам и инновационному бизнесу дизайн?

Современный дизайн включен в потребление, производство и в коммуникации современного продукта у состоявшихся компаний, но в рамках стартапа он все еще рассматривается как «вторичный» этап проекта. Этот пробел негативно сказывается не только на культуре подачи инновационных продуктов для потенциального инвестора или широкой аудитории (большинство презентаций просто невозможно смотреть), но и на проектной деятельности в целом.


Интерактивная сессия Сколково Startup Village (2.05.2014)

2 и 3 июня в инновационном центре Сколково прошел ежегодный форум «Startup Village», который превратился в площадку для встречи изобретателей и инвесторов. Мероприятие включило в себя обширную программу конференций, мастер-классов, тренингов, серьезную конкурсную программу. В этом году в Startup Village участвовала Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).

Вопрос, который занимает умы не только стартаперов, но и бизнес-сообщество, а также российских специалистов в области маркетинга: нужен ли дизайн и брендинг, и если нужен, то на каких этапах развития стартапа? Что он дает и не является ли «лишним» и затратным звеном, особенно в условиях исходной ограниченности ресурсов? Проблема крайне актуальная, тем более что сегодня сложилось устойчивое представление о дизайне, как о чисто декоративном, внешнем «украшательстве».

Студенты и кураторы в рамках всего лишь одного из этапов по работе с инновационными проектами смогли наглядно продемонстрировать необходимость дизайна не только на стадии презентации, но и на стадии работы над проектом. Интерактивная сессия «Как вывести продукт на рынок? Инструкция для стартапов», в которой приняли участие Арсений Сергеев, Павел Борисовский, Сергей Клещев, Павел Родькин стала самой прикладной и предметной из всех мероприятий, посвященных теме грамотной «упаковки» проекта для презентации его инвесторам (во второй день форума с лекцией, посвященной современной инфографике, выступил Алексей Новичков). Студентами Факультета дизайна были представлены четыре переработанные презентации инновационных проектов.

Изменения коснулись не только стилистики, графики и типографики презентации, то есть — понятности и доступности сообщений или информационной структуры, но и, в некоторых случаях, направления развития и характера продукта. Например, в проекте «Оберег» дизайнерами было замечено, что интерфейс и каналы коммуникации продукта могут не соответствовать его целевой аудитории. В рамках решения этой проблемы был разработан удобный и релевантный интерфейс устройства и специального мобильного приложения. Для проекта безопасного WiFi маршрутизатора была разработана современная айдентика и фирменный стиль, который позволяет сформировать целостную коммуникационную систему.

Возможно, новые векторы развития продукта не будут приняты в разработку или будут сочтены лишними самими разработчиками, но, в любом случае, в процессе взаимодействия между представителями инновационного бизнеса и дизайнерами происходит прояснение как образа компании в целом, так и специфики продукта, его форматов, целевых аудиторий и каналов продвижения. И в случае, если предложения дизайнеров невозможны в реализации в рамках конкретного проекта — решение в любом случае принимает стартапер — повышается общий уровень осознавания принципиально важных для бизнеса моментов.

Включение в команду консультирования стартаперов на всех, даже самых ранних стадиях проекта, дизайнеров является правильным и давно ожидаемым решением. И финальным продуктом в данном случае не всегда будут инструменты (бренд, дизайн объекта, презентация, дизайн интерфейса), зачастую процесс брифования и прояснения особенностей будущего проекта, его рамок и связей сам по себе является удачным вкладом в правильное «проектирование» всего бизнеса.

Особенности мышления, навыков, используемых дизайнерами в своей обычной работе, применяемые в условиях консультационной работы со стартапами — это еще один из видов деятельности, которая становится все более ожидаемой и востребованной современным рынком. Скоро о ней уже нельзя будет говорить как о побочной или непрофильной: усиление рыночных и конкурентных характеристик продуктов, выявление и исправление ошибок их позиционирования — дизайнерская задача. Опыт сотрудничества НИУ ВШЭ со Startup Village в Сколково показал, что значительно повысить качество инновационного продукта и сформировать эффективную методологию его разработки возможно только на основе современного интегрированного проектного подхода уже на первых этапах начала работы.

Полит.ру: Зачем стартапам и инновационному бизнесу дизайн?

15 июня 2014 г.

Материалы по теме:

Как изменится рынок дизайн-услуг и дизайн-индустрия, и к каким вызовам не готовы дизайнеры?

В то время как маркетинг и брендинг активно наращивают свое значение (и значимость) в бизнес-процессах, дизайн ее теряет, становясь пассивным исполнителем. Дизайнеры не могут противостоять подобному вытеснению, потому что потеряли, вернее, не смогли удержать собственный профессиональный и социальный статус. Сегодня перед дизайном стоят новые качественные вызовы, обусловленные глобальными изменениями в креативных индустриях, но дизайн к этому не готов. Более того, российская дизайн-индустрия пытается делать вид, что ничего не изменилось и ничего не происходит.

Авторские монографии

Поделиться