PRDESIGN.RU Автор Монографии Публикации Контакты En Навигация ☰

Публикации : 2020

Единство формы и содержания: Для чего нужен промышленный дизайн

дизайн США

Дизайн США, выставка в городах Советского Союза в 1989 году (Фото: Amanda Merullo)

Дизайн как профессия, сфера деятельности и индустрия в современном массовом сознании прочно ассоциируется со сферой услуг и моды. В лучшем случае люди вспоминают о дизайне интерьеров. Подобное отношение передалось и в высокотехнологичные компании, которые, как отмечает в работе «Инновации, направляемые дизайном» Роберто Верганти, стали воспринимать дизайн как нечто маргинальное, особенно в сфере НИОКР. Тем не менее национальная система дизайна, включающая в себя промышленный дизайн, является важным компонентом современной экономики и технологичного производства с высокой добавленной стоимостью. Без национальной системы дизайна сложно представить развитую экономику.

Постсоветский промышленный дизайн находится в полуживом состоянии, а едва сохранившаяся национальная система дизайна существует в крайне фрагментированном виде. Проблему промышленного дизайна лучше всего иллюстрирует ситуация деиндустриализации и деинтеллектуализации производства. Важность развития промышленного дизайна заключается в том, что элементарно невозможно ставить задачи по конкуренции российских товаров и услуг в мире, не имея собственной школы и индустрии дизайна. Да и проблемы сохранения национального престижа это тоже касается в полной мере.

Промышленный дизайн в индустриальном обществе и холодная война

Эпоха промышленного производства товаров обусловила появление профессии дизайнера, самостоятельной дизайн-индустрии и национальных школ дизайна. Для массового производства требовались новые проектные решения, включающие в себя сложный комплекс инженерных, функциональных и эстетических задач.

ХХ век, особенно вторая его половина, когда после Второй мировой войны старый мир в буквальном смысле лежал в руинах, стал веком промышленного дизайна. И капиталистическое, и социалистическое индустриальное общество, и общество изобилия на его базе оказались чрезвычайно плодотворными для создания и быстрого производства новых объектов, материалов и форм, доступных широким слоям населения. Но постиндустриальное и информационное общество не уменьшило значение промышленного дизайна, по крайней мере до тех пор, пока людям нужно жить, одеваться, питаться и передвигаться в реальном физическом пространстве.

В Советском Союзе само название «дизайн» стало широко употребляться только в конце 1980-х, когда появился Союз дизайнеров СССР (до этого использовались понятия технической эстетики, художественного проектирования и конструирования). Несмотря на все проблемы, часто связанные с невозможностью внедрения дизайн-проектов в реальное производство или слишком долгое время такого внедрения, на каком-то этапе своего существования советский дизайн был вполне конкурентоспособным с западным дизайном. Но главное, в рамках конкуренции двух находящихся в состоянии холодной войны глобальных систем была решена важнейшая задача по созданию собственной сбалансированной и контролируемой предметной и технической среды обитания.

Советская школа дизайна, конечно, не была идеальна и по многим направлениям объективно уступала западной, но она давала СССР свои преимущества для экономического и идеологического доминирования и развития в мире. Холодная война была войной «витрин», которые нужно было наполнять реальными образцами своего превосходства над противником, а заодно увеличивать благосостояние своих граждан.

Поражение СССР и последовавший за ним конец плановой экономики, эпоха свободного рынка и капиталистической конкуренции стали чрезвычайно болезненными для отечественного промышленного дизайна. Вместе со всеми болезнями советской экономики был выплеснут и дизайн, что, впрочем, было ещё не так заметно в тучные нулевые годы, «компенсировавшие» проблемы реального производства существенным ростом потребления. Именно в это время складывается устойчивая позиция насчёт того, что все товары вместе с дизайном можно в неограниченных объёмах экспортировать из-за рубежа.

Парадокс российского дизайна заключается в том, что в системе общества потребления, в котором дизайн должен играть в том числе и важную маркетинговую роль, национальный дизайн оказался невостребованным и легко заменяемым. Конечно, никакого парадокса в этой ситуации нет, если речь идёт об обществе периферийного капитализма и периферийного потребления.

Промышленный дизайн в России: проблемы и вызовы

Исследование «Система промышленного дизайна в России: инфраструктура, технологии, школы и практики деятельности» было проведено в 2018 году компанией «Сетевые исследования» совместно с INRU по результатам качественных интервью с экспертами из сферы промышленного дизайна, имеющих опыт разработки и реализации проектов, связанных с проектной деятельностью, образованием, а также реализации управленческих решений, имеющих отраслевой характер. Работа продемонстрировала экспертные позиции по вопросам потенциальных возможностей и рынков для прорывных проектов, текущего состояния инфраструктуры, технологий, карьерных траекторий, школ и практик деятельности в рамках отрасли, а также большой идеи и уникальности российского промышленного дизайна. Особенный интерес в исследовании, конечно же, представляют проблемные зоны, тем более что они обозначены профессиональным сообществом изнутри текущей ситуации.

Большинство опрошенных экспертов сходится на том, что промышленного дизайна в России нет, потому что нет промышленности, а дизайн находится на стадии выживания. Сырьевой, периферийный и олигархический характер экономики, как отмечают эксперты, убивает любую конкуренцию. Культура российского бизнеса сформирована таким образом, что не видит в дизайне средство конкурентной борьбы. В отличие от западных корпораций, российские компании могут существовать без отделов дизайна. Все опрошенные эксперты подчёркивают нестабильный и низкий спрос на дизайн-услуги как со стороны крупного государственного бизнеса, так и мелкого частного. Более устойчивым потребителем называется средний бизнес, именно в этой категории заказчиков налаживаются постоянные отношения и клиентура, так как в ней выстроены маркетинговые процессы.

Всеми без исключения респондентами подчёркивается осознание важности промышленного дизайна в развитых странах, в частности в США и Китае.

Дизайн, с точки зрения экспертов, является важнейшим драйвером стимулирования потребления, с одной стороны, и критерием производственной культуры, с другой. Сравнивая промышленный дизайн в КНР и России, респонденты отмечают отставание отечественных технологий производства, что ограничивает дизайн-проектирование. Возможности российских производителей, таким образом, ненамного превышают возможности советского производства, которые были слабым звеном при реализации многих перспективных проектов. Сегодня промышленный дизайнер воспринимается как художник, а не как проектант, из дизайна исключается инженерная составляющая.

Результаты исследования приводят к выводу о том, что система промышленного дизайна, которая включала бы научные школы, образовательные центры, профессиональные объединения, систему конкурсов и поддержки, находится в разрозненном состоянии, а система коммуникаций между профессиональным сообществом, государством и частным бизнесом находится в зачаточном состоянии. Взаимодействие с государственным заказчиком и крупным бизнесом системно и институционально не налажено, нет инструментов продвижения ценностей дизайна у потребителей и в обществе, в котором до сих пор существует негативное отношение к продукту, произведённому в России.

Промышленный дизайн и реальные точки прорыва

Интересно, что 70 % опрошенных в исследовании экспертов выражают следующую позицию: борьба за продвижение промышленного дизайна становится борьбой за возрождение промышленности. Основная масса респондентов тоже скептически высказывается о перспективах цифровой экономики, в которой дизайну как сфере проектной деятельности нет места. Вместе с тем такие прорывные сферы, как нейротехнологии, искусственный интеллект, квантовые технологии, 3D-принтеры, технологии виртуальной реальности, не могут существовать без целого спектра проектных дизайн-компетенций. С точки зрения профессионального сообщества именно промышленный дизайн должен повысить конкурентоспособность производимой продукции, вывести производство и потребление на новый качественный уровень.

Проблема заключается не только в том, что российский промышленный дизайн существует в условиях отсутствия производственной базы, но и в отсутствии у него каких-либо значимых социальных функций.

Сам дизайн, и об этом тоже нужно сказать открыто, теряет человекоориентированность и относится к человеку как к объекту потребления, что характерно для всего рынка интеллектуальных услуг.

Развитие дизайна в качестве интегрированной в экономику на уровне производства и потребления системы, таким образом, является одной из задач развития и одновременно индикатором политики прогресса. Ключевой вопрос развития заключается в том, хочет ли его на самом деле современное российское общество?

Фабрика смыслов Союзного государства. СОНАР-2050: Единство формы и содержания

СОНАР 2050

19 февраля 2020 г.

Материалы по теме:

Дизайн будущего и будущее дизайна

Дизайн будущего и будущее дизайна
Родькин П. Дизайн будущего и будущее дизайна М.: Совпадение, 2020.

Поделиться