PRDESIGN.RU Автор Монографии Публикации Наука Контакты En Навигация ☰

Публикации : 2018

Пал Палыч Знаменский и простые советские люди

Следствие ведут ЗнаТоКи

«Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—1989 гг.)

Знаменитый советский сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—1989 гг.) интересен и важен для понимания советского общества, пусть и в форме продукта массовой культуры, тем, что наиболее близко к оригиналу описывает и касается реальной повседневной жизни самого обычного советского человека. Если в многосерийных художественных фильмах и сериалах про шпионов, в знаменитых «Ошибка резидента» (1968 г.) или «ТАСС уполномочен заявить» (1984 г.) действие происходит в сферах, с которыми не соприкасался обыватель, то в «ЗнаТоКах» это мир повседневности.

Жизненность сериала заключается в отсутствии большого политического и идеологического контекста.

Мир «ЗнаТоКов» не затрагивает холодная война с сопутствующим ростом напряженности международной обстановки, обходят стороной аппаратные войны всесильных председателя КГБ СССР Юрия Андропова и МВД СССР Николая Щелокова и т.п.

Это не мир партийной номенклатуры, разведчиков и политических диссидентов. «ЗнаТоКи» существуют в ситуации «гипернормализации» (см. на этот счет обстоятельную работу Алексея Юрчака «Это был навсегда, пока не кончилось»), когда преступность существует и одновременно отсутствует. Поэтому возникавшая в знаменитой песне «Незримый бой», служащей фирменной заставкой и музыкальной темой сериала, оговорка «кое где у нас порой», была излишней. Но именно это идеологическое допущение и перестраховка и придала всему сюжету фатальность.

Анатомия советской преступности

Каков же реальный портрет общества, в котором несут свою службу ЗнаТоКи (следователь Знаменский, инспектор Томин, эксперт-криминалист Кибрит)?

Из 22 дел, уголовных — 14, экономических (касающихся всевозможных расхитителей социалистической собственности, махинаторов, спекулянтов, теневиков и т.д.) — 8.

Но при этом, фактически, значительная часть уголовных дел связана с все той же сферой экономических и хозяйственных преступлений разной степени тяжести и размаха.

Чистых уголовников, преступников «строй школы», наподобие рецидивиста-фальшивомонетчика из Дела №5 «Динозавр», уголовников-рецидивистов из Дела №12 «Букет на приеме» или Дела №13 «До третьего выстрела», сознательно бросающих вызов обществу и нежелающих жить по советским законам, в сериале не так уже и много. Все они показаны как вымирающий вид, который мучительно ищет пути воспроизводства.

Связь с миром шпионажа возникает только один раз, в Деле №2 «Ваше подлинное имя», где Пал Палыч Знаменский выявляет и разоблачает агента иностранной разведки, пытавшегося под видом обычного бродяги и пьяницы проникнуть в тюрьму и наладить контакты с уголовными элементами.

Но этот эпизод выглядит случайным, к нему в сериале больше не возвращаются, так как на самом деле он не актуален для обычного советского человека.

Криминальные личности сосредотачиваются там, где расцветают хищения народной собственности, мелкие аферы и подтасовки отчетности, эти преступники даже более опасны, циничны и агрессивны чем обычные воры и уголовники. Так, в Деле №6 «Шантаж» поставщик золота для спекулянтов из антикварного магазина пытается шантажировать Зинаиду Кибрит похищением ее племянника, директор мусорной свалки, выдающий себя за важную персону со своей преступной группой в Деле №10 «Ответный удар» фабрикует ложное обвинение против Пал Палыча Знаменского, чтобы отстранить его из расследования (подобным образом пытаются воздействовать на Пал Палыча и в Деле №16 «Из жизни фруктов»).

Да и сама команда профессионалов экстра класса периодически бросается на расследования хищений пушнины (Дело №3 «С поличным»), хищения в московском ресторане (Дело №4 «Повинную голову…»), разоблачение ушедших от ответственности расхитителей социалистической собственности (Дело №1 «Черный маклер»), финансовых нарушений на текстильной фабрике (Дело №15 «Ушел и не вернулся»). Вместе с ОБХСС ЗнаТоКи расследуют хищения на овощной базе (Дело №16 «Из жизни фруктов») и в обычном ДЭЗе (Дело №21 «Без ножа и кастета!), пожар на промтоварном складе, сгоревшим за два дня до плановой ревизии (Дело №19 «Пожар»)… Но эти дела — самые жизненные, они образуют ткань общества и входят с ним в конфликт гораздо острее, чем уголовная среда, от этого общества дистанцированная.

Может показаться, что промтоварные склады, овощебазы, рестораны и магазины словно магнитом притягивают к себе неблагонадежную публику, но такие условия во многом создают огрехи самой системы.

Там, где возникает дезорганизация и бесхозяйственность, инициативу берут на себя люди, которые фактически решают эти проблемы, правда, не в общественных, а своих личных интересах. Эта особенность самой системы хорошо показана в Деле №16 «Из жизни фруктов» (интересно, что после выхода серии Министерство финансов СССР изменило порядок ведения документации на овощных базах страны, проблемы которую обсуждали Знаменский и директор базы Чугунникова).

Особо выделяется последнее Дело №22 «Мафия» (1989 г.). Оно является очень показательным для понимания происходивших в кино и реальной жизни изменений. В стране во всю идет «перестройка». Главным действующим лицом становится мафия, распространяющая наркотики и жестоко уничтожающая конкурентов. Впервые серия содержит много откровенных сцен насилия, наркомании, ломкой грудного ребенка матери-наркоманки и т.д... Сам Пал Палыч шокирует зрителя тем, что он сам принимал наркотики, чтобы понять, как они действует на человека, для того чтобы вести работу с наркоманами-преступниками.

Шок перестроечных фильмов проникает в мир ЗнаТоКов и уничтожает его. Впрочем, сами они становятся уже не действующими лицами, а статистами, оставшимися, скорее для узнавания «бренда».

Это уже манекены советских людей, которые должны растворится в мире новой общественной формации.

Следствие ведут ЗнаТоКи

«Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—1989 гг.)

Обычный советский человек

Обычный советский человек, кем бы он ни был, профессором, директором, простым рабочим, шофером, по какую сторону незримого боя он ни стоял, показан свободным и гордым. На допросах ни преступники, ни подозреваемые, ни свидетели, не боятся Пал Палыча и других работников милиции. Они держатся даже дерзко и ведут себя с властью в лице «ЗнаТоКов» на равных!

И это не художественное или идеологическое преувеличение, фальшь которого заметна сразу, это естественное состояние этих людей.

Но и отпетые преступники — тоже советские люди, со своим кодексом поведения и представлениями о справедливости. Они способны к поступкам и любви (как, например, в Деле №18 «Полуденный вор» или трудные подростки в Деле №13 «До третьего выстрела»). Пал Палыч обнаруживает непримиримость только к шпиону в Деле №2 (даже преступник помогает милиции в разоблачении иностранного агента!) и с трудом скрывает презрение к главному преступнику Дела № «Бумеранг».

Проблема общественной морали и справедливости вообще проходит через все серии, это язык, на котором говорит это общество.

Так, остро критикуются проблема обывательского равнодушия (Дело №9 «Свидетель»), стремления любой ценой выгородить любимого сына (Дело №11 «Любой ценой»), моральное падение некогда подающего надежды молодого ученого, спортсмена и интеллектуала (Дело №20 «Бумеранг»). Акцент делается не на преступлениях, даже настоль виртуозных как в «Бумеранге», а на личности преступника, который и в таком состоянии все же остается человеком. Обычный советский человек — это личность, со всеми своими изъянами и бытовым драматизмом. Античеловечность самых отъявленных негодяев и подонков можно увидеть, только самому оставаясь человеком, воспитанном на определенных принципах.

Проблема заключается в том, что все-таки что-то не так в самом Пал Палыче. Он словно человек не своего времени, как бы «оттуда».

Это тип, который изображен в «Коммунисте» Юлия Райзмана (1957 г.) и контрабандно доставлен в эпоху «застоя». И только в советском обществе такой странный во многом уже для современников новый советский «святой» может существовать, не превращаясь в изгоя.

Следствие ведут ЗнаТоКи

«Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—1989 гг.)

Пал Палыч в постсоветском обществе

Попытка реинкарнации сериала была предпринята в 2002 году (Дела № 23 и № 24). Но она представляла собой пародию на прежних «ЗнаТоКов». Главные герои пережили перестройку и лихие 90-е (актриса Эльза Леждей, сыгравшая в сериале Зинаиду Кибрит скончалась в 2001 году), Пал Палыч сделал карьеру в МВД, Томин служит в чине полковника в Интерполе и постоянно живет во Франции в Лионе, что является для постсоветского общества нулевых высшей формой успешности.

Пал Палычу и Томину только и остается, что вспоминать о раскрытых делах и ностальгически улыбаться друг другу.

Пал Палыч — собственная тень, он словно не замечает окружающие его перемены. Он не нужен новому обществу, ни как профессионал, ни как образ для подражания.

Реализм «ЗнаТоКов» ушел, превратившись в плохую копию популярных сериалов наподобие «Бригады» (2002 г.) или «Бандитского Петербурга» (2000—2007 гг.), в которых даже положительные образы оперов и чекистов совсем не похожи на Пал Палыча.

Важно, что постсоветская массовая культура не содержит даже иронических, постмодернистских отсылок к образам «ЗнаТоКов».

Как социальный тип, как личность определенной формации, Пал Палыч идеологически и эстетически умер еще в 1989 году в эпоху перестройки. Его образ безвозвратно утрачен. Слишком много усилий нужно для того чтобы воспитать такую личность, чтобы она появилась. Будем честными, появись Пал Палыч Знаменский в современном российском кино и телевидении — в него бы никто не поверил, даже в условиях новой неолиберальной «гипернормализации».

Агентство финансово-экономической аналитики (ФинЭк): Пал Палыч Знаменский и простые советские люди

ФинЭК

30 августа 2018 г.

Материалы по теме:

Советский гуманизм между жизнью и кино
Советский гуманизм является крайне противоречивым явлением. Таковым его делает различие между тем, что называется теорией и практикой, между культурой и искусством и повседневной жизнью. В этом заключается один из главных и сильных аргументов противников советского общества: жизненная реальность не соответствовала тому образу реальности, который воспроизводился в советской живописи, музыке, литературе и поэзии, философии, кино, театре и т.д.

Поделиться