Тексты : 2017 : Прожекты: Россия хочет удивить мир еще одним мостом

Россия и Япония всерьез обсуждают строительство мостового перехода между Хоккайдо и Сахалином. Об этом, выступая на ВЭФ во Владивостоке, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

керченский мост

© Фото : Официальный информационный сайт строительства Крымского моста

<...>

— Появление (и озвучивание) такого проекта необходимо рассматривать в контексте предложений, сделанных Россией Японии по выходу на новый уровень экономического сотрудничества в рамках совместного осваивания и развития Курильских островов, — считает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.

— Современные технологии позволяют осуществлять проекты аналогичной сложности и масштаба, проблема заключается в реалистичности такой стратегии.

«СП»: — Согласно расчетам Минтранса, стоимость соединения Сахалина с материком будет почти вдвое больше сметы на возведение Керченского моста. Сколько будет стоить мост в Японию, пока не очень понятно. Откуда деньги?

— В существующей экономической модели мы сталкивается с парадоксальной ситуацией: одновременной нехватки денег (например, на социалку) и их переизбытка, который при этом правительству «некуда» направить. Гораздо охотнее сегодня деньги выделяются на мегапроекты, чем на системное развитие инфраструктуры, промышленности, социальных объектов и т. д. Поэтому при политическом решении данного вопроса деньги найдутся, другой вопрос, за счет каких ресурсов внутреннего развития?

«СП»: — Зачем это Японии? Для нее это ползучее возвращение на Курилы и Сахалин?

— Япония при всей понятной заинтересованности в возвращении Курильских островов, в данном вопросе проявляет себя как достаточно принципиальный и бескомпромиссный переговорщик, отказывающийся идти на полумеры. Поэтому даже такие заманчивые предложения о совместном хозяйственном развитии островов, которые в самой России были во многом восприняты и интерпретированы чуть ли ни как подготовка к их «сдаче», встречены в Японии с осторожностью и без видимого политического энтузиазма. Такая позиция японцев будет тормозить все попытки выстраивания отношений в чисто экономической плоскости.

«СП»: — Вам не напоминают все эти разговоры про мосты и тоннели просто пиар с российской стороны? Ведь экономическая целесообразность такого транспортного коридора под большим вопросом.

— Действительно, данный проект существует только в виде намерений, красивой с точки зрения пиара идеи, без соответствующих экономических расчетов и выкладок. Очевидно, что ставка в данном случае делается на расширение экономического сотрудничества с Японией в ближайшем будущем, к чему сводились и предложения Владимира Путина. Однако несмотря на несомненный потенциал и перспективность таких отношений, готовых договоренностей и реальных планов по их реализации — нет. В отличие от Керченского моста, имеющего понятное и измеряемое обеспечение, проект моста между Сахалином и Хоккайдо имеет некоторые тревожные признаки политико-экономического «прожектерства».

«СП»: — Насколько Россия готова реализовывать столь масштабные инфраструктурные проекты в ближайшем будущем?

— Россия испытывает сегодня явные проблемы с инфраструктурными и логистическими проектами (особенно внутри страны), в отличие от того же Китая, который реализует такие проекты по всему миру. По этой причине Китай перехватывает лидерство в Евразии (подобное отставание компенсируется политическими связями и военным превосходством России), а евразийская интеграция становится частью китайской программы Нового шелкового пути. С одной стороны, диверсификация и снижение зависимости от доминирования Китая на восточном направлении необходима, усиление экономических связей с Японией теоретически решает эту проблему, с другой стороны, растет опасность распыления ресурсов под проекты в которых нет твердых политических гарантий и внятной экономической стратегии.

Свободная Пресса. Полная версия материала: Прожекты: Россия хочет удивить мир еще одним мостом

Свободная пресса

7 сентября 2017 г.

Материалы по теме:

Россия и Япония: ни война ни мир, ни то ни сё
Сегодня возвращение на Курильские острова для Японии возможно только через совместные экономические и бизнес проекты. Необходимо отдавать себе отчет, что появление Японии на Курилах в любом качестве автоматически будет означать ее приход туда навсегда.

Внесут ли «Искандеры» ясность в курильский вопрос?
Сегодня Япония тем или иным образом активно приглашается к сотрудничеству Россией, в том числе и на Дальний Восток. Было бы ошибочно не попытаться выстроить устойчивые экономические отношения с таким серьезным партнером. На каких условиях будет осуществлено это сотрудничество?

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English