Публикации : 2017

Imperium-фетишизм: на массы демократия не распространяется

Комментарий проекту «Фабрика смыслов Союзного государства» СОНАР-2050.

1984

Кадр из фильма «1984» (Майкл Рэдфорд, 1984 г.)

— Во что сейчас превращается навязываемая Америкой демократия? Какие формы она принимает?

— Современная западная демократия превратилась в бренд с характерной для этой коммуникативной системы блистательностью, притягательностью и несоответствием реальности. Такое сравнение едва ли будет натяжкой сегодня. Демократия является инструментом глобального управления в максимально привлекательной форме потребительского бренда и развивается по тем же законам. Потребление брендов — обязанность современного общества, которое при этом не может принимать участия в управлении и получении прибыли от этих брендов.

— Может ли быть демократия, с вашей точки зрения, тоталитарной?

— На Западе установилась система, при которой массы не принимают участия в решении собственной судьбы. Но эта система, в отличие от классических тоталитарных режимов, отличается сложностью и адаптивностью. Существует и другая этимологическая особенность западной демократии: под «народом», которому принадлежит власть, и вообще под «человеком» в ней понимается исключительно собственник. На массы демократия не распространяется, а способ сохранения такой власти-собственности просто не может быть демократическим.

— Превращается ли она при этом в какую-то другую идеологию?

— Посткапитализм и новый технологический уклад означают переход экономики на уровень, на котором капитал перерождается в чистую власть, а воспроизводимое социальное многообразие и сложность стираются и сводятся до простейшего отношения власти-подчинения. Такой «фантастический» вариант, без сомнения, означает конец привычного капитализма вместе с обществом потребления. На место классического товарного фетишизма приходит imperium-фетишизм, т. е. фетишизм абсолютной власти. Возможно, для обозначения данного феномена существует и более удачный термин, но суть перерождения от этого не меняется. Imperium-фетишизм становится настоящей идеологией правящего класса, претендующего на биологическое расширение границ собственной власти.

— Как, на ваш взгляд, сейчас вообще стоит воспринимать понятие «идеология»?

— Современная идеология, перефразируя известный тезис Маркса о прусской цензуре, — это критика правящего класса по отношению к массам. Критика бескомпромиссная и в прямом смысле уничтожающая. Не так важно, в какой форме она производится — классического тоталитарного насилия или в виде спектакля и шоу. И даже имитация идеологии не снимает давления на общество. Идеология является инструментом критики, который заметен, когда обращён на периферию, но малозаметен и ускользает, когда обращён внутрь капиталистического общества. На постсоветском пространстве идеология превращена в самокритику по отношению к опыту альтернативного проекта социальной эволюции. Этой самокритикой предлагается заниматься массам, вот почему это ещё и вдвойне циничная идеология. На эту критику общество пока не в состоянии ответить позитивно, оно отвечает бессознательным подозрением элит.

— Американская демократия всё чаще отходит от своей изначальной идеи. Используют ли США демократию как заслон для своих экономических и политических интересов? Для чего?

— Сегодня мир сталкивается не с отходом от «первоначальной идеи», а с просто более грубым её применением, иными словами, коррозией покрывается внешняя оболочка бренда демократии, а не его сущность. Демократия является самым значимым символом, в какой-то мере превращённым в светскую религию и идеологические оружие западного общества. В этом качестве «демократический» Запад противопоставляется «авторитарным» и «тоталитарным» режимам и странам, настолько сильно в массовом сознании демократия ассоциируется исключительно с западным миром. Связка демократия — социализм была утрачена и в самом советском обществе, что также стало частью смысловой капитуляции перед Западом, который сумел монополизировать демократию, превратив её в инструмент глобального управления.

Фабрика смыслов Союзного государства. СОНАР-2050: На массы демократия не распространяется

СОНАР 2050

30 октября 2017 г.

Материалы по теме:

«Цифровой гуманизм» или тотальный контроль?
Одной из реализуемых уже сегодня концепций цифрового мира являются технологии тотальной прозрачности, прогнозируемости и управляемости. Госорганы, частные корпорации и банки с большим оптимизмом рапортуют о том, как они собираются или уже следят за поведением людей в среде социальных сетей и новых медиа. Таким образом информационно-коммуникационные технологии усиливают диспропорции контроля со стороны как старых, так и новых субъектов власти над личностью. Но при этом технологии контроля и тотальной прозрачности никогда не нацелены на саму государственную и уж точно ни на корпоративную власть.

Великий социо-исторический раскол
Общая история и историческая память и должна стать такой «скрепой». Проблема заключается в том, что сложившиеся в ходе социальной контрреволюции два разных общества — элиты и массы, — живут в мало пересекающихся реальностях, в разных системах ценностей и соответственно в разных версиях истории.

Гроботизация
Стремительный рост роботизации в мире стал устойчивым трендом, который уже в ближайшие 20-30 лет должен изменить общество до неузнаваемости. Он связывается, с одной стороны, с колоссальным повышением эффективности производства, а с другой — с высвобождением труда и свободного времени человека. Трагедия для масс заключается в том, что им нет места не только в производстве, но и в потреблении.

Поделиться:

Канал в Telegram

Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.