Публикации : 2017

Терри Иглтон: Писал ли Христос колонки в Wall Street Journal?

Терри Иглтон

Терри Иглтон (Terry Eagleton)

Эссе Терри Иглтона «Был ли Иисус революционером?», изданное на русском языке в виде небольшой книжки карманного формата, отнюдь не ставит этот принципиальный вопрос, скорее заставляя делать из него чисто политические выводы... Ведь христианство — революционная в метафизическом и историческом смысле религия, и этот потенциал, к чему подводит нас Иглтон, актуален и сегодня, потому что общество и человек переживают все те же самые описанные в Евангелии проблемы.

Был ли Иисус революционером

Иглтон Т. Был ли Иисус революционером? М.: Свободное марксистское издательство, 2009. — 64 c.

Конечно иглтоновская интерпретация истории и учения Иисуса Христа не является канонической, причем не только по отношению к церковной традиции, но и в не меньшей степени для светского общества. Но нельзя при этом не отметить предельную деликатность, с которой автор касается потенциально конфликтной темы. Это уже не вульгарный атеизм или неолиберально-глобалистский догматизм.

Интерпретация Иглтона представляет собой марксистское прочтение Нового завета, которое должно было бы иметь благодатную почву не на Западе, а именно в России (здесь, конечно же, возникает образ из прозрения Александра Блока в концовке поэмы «12»). Но такое прочтение не делается в современной России, претендующей быть немного «не от мира сего», а осуществлено англо-саксонским интеллектуалом, представителем этого самого мира.

Христова диалектика по отношению к «миру сему» заключается в том, что «только умерев для существующего властного режима, ты можешь возродиться для новой жизни в мире и товариществе» (с. 32). Христос у Иглтона «не гипсовый святой с кротким взглядом, а безжалостный, отчаянно бескомпромиссный активист» (с. 39). В вошедшей в книгу беседе Иглтона с Натаном Шнайдером, посвященной выходу книги «Разум, вера и революция», Иглтон вспоминает случай, когда его и Ричарда Докинза попросили написать передовицу для Wall Street Journal, то он согласился на это при условии, что последним предложением станет:«Иисусу Христу никогда бы не предложили колонку в Wall Street Journal».

Но вместе с тем, пишет Иглтон, ни Ленин, ни Троцкий ни за что не признали бы Иисуса революционером. Но почему? — задается вопросом автор: «потому что в нем было меньше от революционера, чем в них, или больше?» (с. 53).

Ответить на этот вопрос практически невозможно, не впустив в теологию политику.

Эссе Терри Иглтона по-настоящему интересно и важно наблюдениями о материалистической природе теологии Нового завета, что и должно ответить на заданный «в лоб» вопрос, вынесенный в заголовок. Иглтон отмечает, что Иисус много времени тратит на исцеление больных, уделяя внимание человеческим телам, делая исцеление символом нового царства. Он дает страждущим «хлеб насущный». Здесь даже для простой политической полемики Иглтон предоставляет хороший аргумент против расхожего упрека большевиков в том, что они хотели построить «рай на земле». Но в этом наблюдении содержится и серьезные концептуальные и теоретические предпосылки для моста между христианством и социализмом. «Как и социализм для Маркса, царство справедливости имманентно настоящему и одновременно является его целью, которой надо достичь», — пишет Иглтон. Интересна в этом отношении совершенно противоположная трактовка этой точки соприкосновения у Сергия Булгакова: «У Маркса эта "любовь к дальнему" и еще не существующему превращается в презрение к существующему "ближнему" как испорченному и потерянному, и христианству ставится в упрек, что оно исповедует равноценность всех личностей, учит в каждом человеке чтить человека» 1).

Особый акцент делается на том, что «для Иисуса невозможны переговоры между царством справедливости и властями мира сего» (с. 32). Новое царство должны унаследовать не только «нищие духом», но и нищие в буквальном смысле, люди, которые выброшены из общества, к чему неоднократно возвращается Иглтон. В отличие от пророков Иисус постоянно «якшается с грешниками» и даже не требует от них искать прощения прежде чем пригласить их в свою компанию. Изгои должны унаследовать землю. Позволим дополнить Иглтона еще одним катальным политическим примером. Главный нерв концепции пришествия нового царства почти дословно воспроизводит гимн Интернационала: «Мы наш, мы новый мир построим, Кто был никем — тот станет всем!" Эти хрестоматийные строчки в этом ракурсе приобретают поистине библейский смысл. Такова революционная эсхатология и христианства и марксизма.

Практическая значимость работы Иглтона заключается в том, что социализм и коммунизм перестают быть неправедным отхождением от «истины», ересью, а получают еще одно весомое идеологическое подтверждение истинности и «законности». Такая интерпретация не мирит марксизм с идеализмом (скорее, наоборот), но смывает «пятно порочности» с революции и дарит массам надежду и безусловно ободряет их идеей неизбежности прихода справедливого мира и суда над старым.

Это особенно важно в ситуации противостояния постчеловеческому порядку, захватывающему сегодня и базис, и надстройку, и самого человека.

Христианство гораздо ближе к социализму, чем капитализму и оно должно стать мощным союзником в построении справедливого общества. И если историческому христианству суждено выполнять охранительные функции, то пусть это охранительство будет направлено не на неолиберально-капиталистическое, а на социалистическое общество.

1) Булгаков С.Н. К. Маркс как религиозный тип // Избранные статьи. Т.2. М.: Наука, 1993. С. 261.

Центр политического анализа: Терри Иглтон: Писал ли Христос колонки в Wall Street Journal?

Центр политического анализа

7 августа 2017 г.

Материалы по теме:

Историю международного коммунистического движения пишет Китай, а не Россия
Знание и понимание истории мирового коммунистического движения важно именно для тех стран, которые сохраняют верность идеологии марксизма и социалистическому пути развития. Рецензия на книгу «История международного коммунистического движения» (Пер. с кит. М.: Весь мир, 2016).

Возможен ли в России «левый» поворот?
Изменения в политической системе России, связанные с прошедшими выборами в Думу, рядом громких назначений последнего времени, а также предстоящей президентской кампанией 2018 года в России обозначают контуры новой политической реальности. Уже сегодня можно говорить о тенденции к жесткому прагматизму, одновременно с выдавливанием левых идеологий, политических партий и общественных движений в их нынешним виде на периферию политической жизни страны.

Павел Родькин: Революция 1917 года — юбилей с живым смыслом
Наступающий год столетия Русской революции — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Вопрос о месте революции 1917 года и советского наследия в понимании исторического пути страны по-прежнему открыт, и беспристрастное его рассмотрение не слишком выгодно для нынешней политической элиты. Таковы основные тезисы беседы о предстоящем юбилее революции с доцентом НИУ ВШЭ, членом Зиновьевского клуба «Россия сегодня» Павлом Родькиным (интервью ИА EADaily).

Поделиться:

Канал в Telegram

Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.