Публикации : 2017

Казус Фримена

Морган Фримен

Морган Фримен. Фото: © AFP 2017 / Max Nash

Агитационный ролик «Комитета по расследованию против России», в котором снялся популярный голливудский киноактер Морган Фримен, предсказуемо вызвал возмущение в России. Актер — бездумная жертва политики, таков общий комментарий представителей власти. Впрочем, поверхностный политический анализ данного события вряд ли даст представление о реальном положении в Америке и в мире. И дело здесь не в антироссийской и даже (разумеется) антитрамповской направленности ролика с Фрименом.


«На нас напали»: Морган Фримен призывает Дональда Трампа защитить США от российского заговора.

Настоящая проблема заключается в том, что война, о которой объявляет Фримен, не воспринимается обществом как нечто реальное. Война — потребляемый образ, причем данный в развлекательном, дистанцирующем и безопасном формате массовой культуры, но, одновременно, война — то, что не замечается и отрицается человеком общества потребления. Война нереальна (гиперреальна, как сказал бы Бодрийяр), а значит политикам и медиа можно предаваться любым пропагандистским извращениям и наполнять реальность любыми смыслами, образами и риторикой. Речь идет уже не об обычной пропаганде, которую следовало бы опровергать, дезавуировать и на которую можно обижаться.

Монолог Моргана Фримена не поддается пропагандистскому или контрпропагандистскому контент-анализу или интерпретации в духе «Психологической войны» Пола Лайнбарджера и поэтому не может быть подвергнут осуждению, например, за бездумное разжигание войны.

Казус Фримена заключается в том, что бесполезно говорить с обществом о войне, или, что одно и тоже, пугать войной, призывать на войну, которая отрицается этим обществом, причем по обе стороны океана.

Неолиберально-глобалистская часть российского общества, например, просто подвергает подобные сообщения технологичной деконструкции, финальным итогом сборки которой является исключение самого понятия «война». Современное массовое сознание не видит призыва к войне, так как сама война является абстракцией, которая просто неприложима к ответственному потребителю. С тем же успехом Фримен мог бы рекламировать новый фильм или сериал (и именно поэтому в своей речи он вынужден уточнить, что речь не идет о сценарии фильма).

«На нас напали. Идет война»? Так давайте больше потреблять, чтобы спасти капитализм и американский образ жизни! Вот в чем заключается истинный смысл («отсутствующий» идеологический субъект коммуникации, как сказал бы уже Жижек) речи Фримена. Обе стороны войны должны потреблять больше: больше фастфуда, гаджетов, кредитов, насилия и секса, брендов… Ведь эта священная обязанность, от которой современный человек эпохи глобализации не освобождается ни на секунду.

И не важно, Трамп или Путин у власти, враждуют или дружат США с Россией и остальным миром.

Потому что война — это всего лишь форма глобального потребления в эпоху неолиберализма, массовой культуры, бедности и неравенства, наконец, потребления самого Фримена, как продукта массовой культуры и идеологии своего общества.

Центр политического анализа: Казус Фримена

Центр политического анализа

21 сентября 2017 г.

Материалы по теме:

Морган Фримен

«Из чего же сделаны наши девчонки?» и извращенный взгляд потребителя
Проблема заключается не в самом рекламном ролике. На самом деле, никаких «прогрессивных» или «чуждых» смыслов в рекламе Nike нет. Чтобы объективно оценить ролик «Из чего же сделаны наши девчонки?», должен включиться циничный взгляд Славоя Жижека на идеологию: реклама является пустым контейнером, в который можно поместить любые значения, которые, впрочем, никогда не воспринимаются нейтрально.

Поделиться:

Канал в Telegram

Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.