Тексты  2017  Модель образования и модель общества

Заседание Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» на тему: «Восстановление отечественной модели образования и преподавание произведений А.А. Зиновьева в средней школе и ВУЗах».

Круглый стол: «Восстановление отечественной модели образования и преподавание произведений А.А. Зиновьева в средней школе и ВУЗах» (22.02.2017)

Тезисы выступления:

Любая модель и система образования, любая учебная дисциплина и предмет — не самоцель, а средство и инструмент формирования определенного типа общества, решающие задачи и отвечающие целям развития этого общества.

Доминирующими моделями современного общества является два типа:

  • Постчеловеческое общество, в котором дегуманизация становится условием эффективной экономики и в которой система образования эпохи модерна не нужна: сегодня социальное и экономическое действие вообще может производится без его понимания.
  • Человеческое общество прогресса, в рамках которого вопрос следует ставить о всеобщем высшем образовании, как следующей ступени вверх в социальной эволюции общества.

Стенограмма выступления:

П.РОДЬКИН: Владимир Лепёхин здесь, по-моему, очень важный, на самом деле, вопрос поднял. Я бы тоже хотел сместить акцент нашей дискуссии с, собственно, образования на общество, потому что любая концепция образования, любая модель образования, любая система образования, любой автор, которого мы хотим в эту систему внести или оттуда выкинуть, любая отдельная дисциплина, любой предмет — это, ведь, не самоцель, это средство и инструмент формирования того типа общества, который формируется, который строится. И который отвечает тем задачам, которые это общество строит.

Потому что дореволюционная система образования полностью соответствовала вот тому типу классового, сословного общества. Советская система всеобщего образования соответствовала типу той модели советского общества. И здесь возникает вопрос, а, собственно, какое сегодня общество мы строим, чему наша система образования соответствует?

Вот, мне кажется, сейчас доминирующим типом развития общества являются две модели, два подхода. Первый тип — это постчеловеческое общество. Ну, собственно, название — читайте того же Фрэнсиса Фукуяму «Наше постчеловеческое будущее». Вообще в западной серьезной литературе, ведь, все модели общества, все перспективы развития человечества — они же очень прямым текстом названы. И, вот, постчеловеческому типу общества соответствует дегуманизация, которая сегодня уже объявлена главным фактором и условием эффективной экономики. И многие проекты развития общества — они, в общем-то, так или иначе они антигуманистичны по своему содержанию. Они предельно рациональны, предельно эффективны, но человека там нет. И, собственно, в этой парадигме, в этой системе все наработки системы образования модерна, все дисциплины (история, логика и так далее) просто не нужны. Потому что в современной системе общества вообще действие (социальное действие, экономическое действие) — может производиться без понимания.

Вот, сегодня для бизнеса понимание, в общем-то, и не нужно (что самое страшное), и это общество — оно будет вполне эффективно работать, большую прибыль приносить, очень всё рационально будет. И в этой системе общества мы перейдем на контрактные отношения, например, с детского сада. Неолиберальные мечты, мы близки к их воплощению.

И второй тип общества — это, все-таки, еще человеческое общество, это общество прогресса. Сегодня, кстати, эта модель — на грани уже утопии, то есть мы об этом уже сами так немножко с ухмылочкой рассуждаем. Если мы в этой парадигме, все-таки, говорим, то тогда нужно говорить уже о концепции обязательного всеобщего высшего образования как следующей ступени развития общества, как ступени вверх, а не ступени вниз.

Кстати, хочу напомнить, ведь, по историческим меркам совсем недавно обсуждались (кстати, так же бурно) и те же проблемы ставились о введении обязательного всеобщего среднего образования. И тоже были вопросы, а что делать с людьми, которые не захотят бытьспециалистами? Ну, этот вопрос был решен, сегодня среднее образование — это норма, стандарт.

Пока в нашем обществе высшее образование — это норма. Хотя, в принципе, там если посмотреть концепции какого-нибудь постиндустриального общества, креативной экономики, так и высшее образование не нужно. Будет небольшая группа специалистов, элиты, которая доступ к высшему образованию получит, а все остальные…

Поэтому ключевой вопрос, собственно, а куда мы идем? Первична, все-таки, общественная модель. Вот, когда будет понимание, какое общество мы строим, тогда и многие вопросы, какая модель образования является правильной, эффективной, необходимой, приемлемой и так далее, они сами собой решатся, всё будет более-менее ясно.

Зиновьевский клуб: Восстановление отечественной модели образования и преподавание произведений А.А. Зиновьева в средней школе и вуза

Зиновьевский клуб

26 февраля 2017 г.

#Видео | #Календарь

Материалы по теме:

Контузия системы образования
Ключевой проблемой сегодня является выраженная тенденция отказа от концепции всеобщего народного образования и единой культуры через их коммерциализацию (образование становится сервисом) и воссоздание непреодолимых социальных и культурных границ внутри социума. С этим положением, похоже, согласилась не только власть, но и общество (интервью порталу «Свободная Пресса») ...

Постсоветская система образования: проблемы и перспективы
Заседание Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», на тему: «Постсоветская система образования: проблемы и перспективы» (видео и тезисы выступления) ...

Поделиться:

Подпишитесь на страницу автора в Фэйсбуке, Твиттере и Вконтакте для участия в общении и комментариях!




Друзья

ФинЭК

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English