Тексты : 2016 : Культ роскоши в обществе будет только нарастать

Потребление роскоши, демонстрируемое футболистами, чиновниками, олигархами, и даже силовиками и периодически вызывающее общественный резонанс, является неотъемлемым атрибутом элит и предметом вожделения масс. Возмущение поведением тех же российских футболистов было вызвано не вечеринками в дорогих клубах. В случае более успешного выступления российской сборной на Чемпионате Европы реакция на это была бы одобрительной и покровительственной.

Роскошь является важнейшим элементом витрины современного капиталистического общества и наглядным манифестом социального превосходства в пирамиде общественных отношений, освобождением от любых обязательств перед обществом. Проблема заключается в том, что роскошь нельзя не выставлять при этом на показ, и чем сильнее социальное расслоение, тем выше уровень роскоши и блеска самых разных элит и элиток.

роскошь

Кальянная вечеринка российских футболистов в Монте-Карло (Фото: Facebook)

«Карго-культ» роскоши становится сословной привилегией

Неуемная тяга к роскоши охватила периферийные и колониальные элиты (разные группы которой соревнуются сегодня в заездах на дорогих авто) мир-системы глобального капитализма. Значение роскоши и гламура на постсоветском пространстве вполне может быть описано в терминах «карго-культа» (группа религиозных движений в Меланезии, адепты которой поклоняются самолетам и авиационной атрибутике — Ред.), с той лишь разницей, что теперь каждый состоявшийся «абориген» может купить реальный самолет и летать на нем.

Роскошь превратилась в синоним принадлежности к метрополии, а в каком-то смысле стала даже своеобразным символическим ВВП постсоветского общества, следовательно, ее положено демонстрировать и наращивать. Политически, роскошь является интерфейсом возвращения российского общества в «докрымское» состояние всех бенефициаров эпохи тучных лет.

С социально-экономической точки зрения роскошь трансформируется в новую сословную привилегию, возвращая в общество дореволюционное классовое различие в одежде и еде. Фактически борьба с роскошью, если бы она вдруг действительно началась вести, например, под флагом духовных ценностей, означала бы создание новых, стилистически наглядных классовых и кастовых барьеров.

Роскошь стала языком самовыражения и элементом самоидентификации элиты, ее воспроизводство в обществе построено по пирамидальному принципу соответствия: низшие подражают высшим в надежде приблизиться к ним. Ошибочно считать показное потребление, усиливаемое медиа, каким-то нарушением приличий или азиатским способом потребления; пир во время чумы — нормальное и устойчивое состояние уверенных в себе и своем положении элит.

Этот образ жизни, который пропастью отделяет элиты от масс, является репрезентацией реального и символического превосходства социального меньшинства над большинством. Шоу-бизнес, который сегодня считается главным распространителем гламура, выполняет здесь всего лишь рекламные и пропагандистские функции самих элит.

Общество потребления рассматривает критику роскоши как зависть

Атрибуты социального превосходства исторически были всегда недоступны и одновременно демонстративны. Однако в ХХ веке социальная пирамида стала более сложной и многоуровневой, доступ к роскоши получили все остальные классы, в чем, безусловно, проявился известный демократизм общества потребления, необходимый для его поддержания и роста.

В глобальном обществе потребления роскошь формирует специфический образ мысли и привлекательную модель поведения, которая распространяется далеко за формальными границами элит. Общество стремится приобщиться к ценностным формам, которые приводят его к обнищанию и деградации, но критика которых рассматривается исключительно как зависть к более успешным. Ведь все, кто не может позволить себе роскошь, просто завидуют более удачливым согражданам; это уже объяснили еще в девяностые.

Образ красивой жизни стал социальной и этической ценностью, даже если потребление роскоши и принадлежность к более высоким ступеням социальной оценки и самооценки остается виртуальным. Общество пытается воспроизводить этот язык, стремится приобщиться в прямом смысле этого слова к другому измерению социальной реальности.

Гламуризации уже подверглись спорт, политика, бизнес и власть, поэтому грань между ними все тоньше, а язык коммуникации и модели поведения унифицированы под этот идеологический стандарт. Но за формой меняется содержание власти, политического класса, общественных институтов и, в конечном счете, всех общественных отношений.

Только не следует забывать, что роскошь исторически всегда соседствует с нищетой и бедностью, эксплуатацией, проституцией, социальным неравенством и отчуждением. Роскошь не является синонимом «красоты» в ее гуманистическом понимании и не гармонизирует общество.

Духовные скрепы не могут противостоять культу роскоши

Публичное потребление роскоши — естественное состояние современного общества. Именно поэтому этот процесс это не может быть отрегулирован и не может быть подвергнут общественному осуждению без изменения всей общественной системы. Культ роскоши проникает во все слои общества, выстраивая пирамиды социального отчуждения, придавая им эстетический блеск и подчиняя себе массовое сознание.

Роскошь является непреодолимым следствием состояния всего социального базиса. Все аргументы и увещевания против неумеренного показного потребления не работают. Все обличения были высказаны в XVIII и XIX веках писателями, философами и общественными деятелями, но, как показывает история, серьезного влияния они не оказали.

Фактически сегодня нет институтов противостояния идеологии роскоши и социального расслоения. Западный опыт антиглобалистских движений и левых сил показал ошибочность тактик сопротивления массовой культуре. Повторение этих приемов борьбы приведет к тем же результатам.

Роскошь не может быть объяснена этически или даже с позиции «духовных скреп», как плохое поведение очередных мажоров. Такое поведение будет постоянным и еще более сословным.

Единственно реалистический ответ может дать только новый социальный проект, кардинально меняющий политэкономический и социально-политический базис, без которого невозможны позитивные социальные и культурные изменения, и без которого любое осуждение соответствующего образа жизни бесполезно и обессмыслено. Ведь, как известно, «красиво жить не запретишь».

РИА Новости: Культ роскоши в обществе будет только нарастать

РИА Новости

14 июля 2016 г.

Материалы по теме:

Духовные ценности в «объятиях» капитала
Павел Родькин в программе «Точка зрения» на телеканале «Красная линия»: Духовные ценности в «объятиях» капитала (04.05.2016).

Потребление как идеология вырождения «западнизма»
Современное непроизводственное потребление охватывает не только сферу экономики, но культуру, политику и все общество. Идеологический (и даже геополитический) контекст потребления продемонстрировала в общественном измерении санкционная война между Западом и Россией.

Поделиться:

Подпишитесь на страницу автора в Фэйсбуке, Твиттере и Вконтакте для участия в общении и комментариях!

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English