Тексты : 2015 : Кризис социального знания в современном мире

Заседание Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» на тему: «Кризис культуры и кризис социального знания в современном мире». В современном мире нет ни культуры, ни знаний. Первое заменяют ценности, второе — информация. Таким образом, никаких действительных оснований для существования личности в современном мире нет. Доминирующие (либеральные) теории апеллируют к институту личности и претендуют на разрешение кризиса.

Круглый стол: «Кризис культуры и кризис социального знания в современном мире» (26.03.2015)

Тезисы выступления:

Одной из причин кризиса социального знания в современном мире является возникновение во второй половине ХХ века феномена ложной социальной идентичности. Ложная социальная идентичность — не индивидуальное психическое явления, но, прежде всего массовый социальный феномен. Ни с чем подобным классические политэкономические теории прежде не сталкивались, данный феномен не мог быть описан во времена Маркса. Структурные социальные и статусные барьеры воспроизводились на всех формальных и неформальных уровнях (от одежды до языка) и не могли быть массово нарушены. Но именно видимость социальной структуры формировала и обостряла классовое сознание.

Условиями возникновения и существования ложной социальной идентичности стали:

  • Демократизм;
  • Потребление;
  • Коммуникационные технологии.

Массовое потребление позволило расширить и размыть классовую идентичность старого капитализма, и начать имитировать классовую структуру общества. Имитация общественной структуры имеет вполне конкретные формы в духе новояза, начиная от появления таких понятий как «средний класс» или «креативный класс» (дискуссия о котором в 2011—12 годах потребовала даже комментария Владимира Путина), до возникновения многочисленных «псевдопрофессий» и придумывания «политкорректных» названий не отражающих реальные трудовые функции. Данная трансформация также соответствует задачам и практики демократизма.

В информационном обществе (а с возникновением новых коммуникационных технологий и степени их проникновения в жизнь — общество стало реально информационным, в отличие от мифа постиндустриального общества, хотя бы потому что информация сегодня — это индустрия) ложная социальная идентичность стала инструментом манипуляции массовым сознанием (и снова в пользу демократизма и потребления). Культура была заменена информацией.

Ложные социальные идентичности стали заменителем классового сознания. Именно в этом, а не в появлении новых цифровых технологий, заключается виртуализация общества. Результатами произошедшей подмены стало тотальное непонимание социальной реальности. Возникновение новых социальных и управленческих феноменов (например, сверхобщества и сверхвласти) не получили критического осмысления. Общество же стало отождествлять и ассоциировать себя не с собственными интересами, а, например, с интересами капитала и вполне искреннее поддерживает угнетающую его систему, виртуально причисляя себя к ее бенефициарам. Социал-дарвинизм разделяется не только элитами, но и обществом, которое является его главное жертвой. В рамках ложной идентичности социальное недовольство и агрессия может быть перенаправлено, например, на государство, что многократно воспроизводилось в тех же «цветных революциях», и что произошло в 2014 году на Украине.

Критически осмыслить социальные изменения для общества можно только в рамках классового сознания. Отметим, что в постсоветской России даже сам термин «классовое сознание» был фактически отменен. Но классовое сознание может существовать только в рамках знания об обществе, которое воспроизводится в осязаемой форме идеологии. От идеологии российское общество также отказалось, вернее место советской идеологии пришла западная идеология, а социальное знание было заменено системой ложных социальных идентичностей. Культуре было навязано принципиальное отчуждение, фундаментальное образование заменено компетентностным подходом.

Данная система перестает работать не только в России, но и на Западе. Потребление и демократизм больше не могут скрывать кризис неолиберальной экономики; ложная социальная идентичность эффективна по отношению к «среднему классу», но уже не к прекариату. Проект общества потребления завершается, оставляя за собой, однако, деформированное, деквалифицированное и дезориентированное общество. И это ставит сложные проектные проблемы по воссозданию социального знания. В рамках классических социальных теорий и идеологий решить данную проблему невозможно. Таким образом, в рамках постмарксизма и нового социального знания должен быть поставлен и решен вопрос о формировании реалистической и позитивной социальной идентичности.

Зиновьевский клуб: Кризис культуры и кризис социального знания в современном мире

Зиновьевский клуб

26 марта 2015 г.

Материалы по теме:

Что мешает ответить на вопрос: зачем нам капитализм?
Без возвращения классового сознания ответить на вопрос: зачем нам капитализм — невозможно. Термина «классовое сознание» не следует бояться, потому что играющий с безоружной жертвой капитал воспринимает общество именно в рамках классового сознания.

Как неолиберализм убивает общество (прекариат — скоро в России)
Возникновение на Западе негативного общественного феномена в виде нового социального класса — прекариата, которому посвящено исследование британского социолога Гая Стэндинга («Прекариат — новый опасный класс» М., 2014), заставляет по-новому взглянуть на социальную эволюцию современной России.

Негативная идентичность как инструмент «антирусского» мира
Украина осуществила иррациональный разрыв с Русским миром, ведущий ее к гибели. Одной из причин этой катастрофы стала навязанная и принятая обществом негативная идентичность «антирусского» мира в форме массовой истерии. Негативная идентичность является инструментом современной геополитики, которым активно пользуется США.

Профессиональные и социальные образы у студентов искажены так же, как и у всего общества
Важная функция ВУЗов заключается в формировании реалистичных представлений о профессиональном и социальном содержании будущей сферы деятельности человека. Ведь формируя реальные представления о профессии, формируются и реальное понимание общества.

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English