Тексты  2015  Смена вех 3.2. Выпуск 1

В сборник «Смена вех 3.2. Выпуск 1» вошла авторская статья, посвященная идеологическим, институциональным и политэкономическим проблемам развития современного общества потребления: «На пути к постпотребительскому обществу».

Смена вех 3.2. Выпуск 1

Родькин П.Е. На пути к постпотребительскому обществу // Смена вех 3.2. Сборник статей. Выпуск 1. М.: Издательство ИП Ракитская Э.Б. (R) Э.РА, 2015. C. 41—76.

Сборник «Смена вех 3.2. Выпуск 1» подготовлен группой авторов, занимающихся исследованием вопросов, так или иначе связанных с социальным развитием системы глобальных политических и экономических отношений. Сборник не носит характера классической академической работы и будет интересен для широкого круга читателей, интересующихся вопросами мировой политики и мировой экономики. Статьи, опубликованные в сборнике, носят ярко выраженный авторский характер и подвергались минимальной редактуре.

На пути к постпотребительскому обществу

Введение

Современное общество является потребительским (или обществом потребления), но вернее было бы описать его в качестве тотально потребительского. Специфическая либерально-капиталистическая модель потребления, которая полностью оформилась во второй половине ХХ века, распространяется практически на все сферы жизни современного общества. Состояние потребления при этом представляется как бесконечный процесс, заведомо не имеющий жизнеспособных альтернатив. Концепцию «конца истории» Френсиса Фукуямы в этом смысле было бы правильно применить не к политике, а именно к потреблению. Социальной реальностью общества ХХI века «конец истории» продолжает оставаться и сегодня; альтернативная западнистской ветвь социальной эволюции продолжает существовать только в виде все менее ясного мифа.

Сегодня общество потребления находится в кризисе, выраженном в невозможности дальнейшего воспроизводства, и выходом из которого являются только два варианта: общество будущего будет либо сверхпотребительским, либо постпотребительским. Сверхпотребительское общество — воплотившаяся в жизнь  антиутопия, концептуальный образ которой был сформирован в литературе (биопрограммирование потребительских потребностей у Олдоса Хаксли), за основу которого, правда, всегда брались тоталитарные политические режимы (уничтожение труда и излишек потребления в постоянной войне у Джорджа Оруэлла), что может внести политизацию в понимание данного феномена. Собственно, главный нерв заочной «полемики» Хаксли и Оруэлла заключается в принципиально разной технологии власти, как отмечает Хаксли: «В "1984" жажда власти утолялась причинением боли, в "О, дивном новом мире" — не менее унизительным удовольствием».

Постпотребительское общество идеологически воспринимается в качестве утопии, как что-то невозможное и нереализуемое. Проектный образ общества нового типа еще не сформирован и пока эклектичен. Да и само обозначение социального проекта в рамках постпотребления несет, скорее, «переходное» звучание. Но это та точка отсчета, которая дает старт переосмыслению и перепроектированию потребительской системы, подошедшей к гуманитарному исчерпанию.

Переход к постпотребительскому обществу — предмет идеологической, политической, проектной и социальной борьбы. Однако без понимания реальной исходной ситуации и прояснения желаемого образа будущего начать эту работу невозможно. И хотя процесс социально-экономической эволюции является глобальным, речь в первую очередь идет о России, понимаемой в качестве исторического субъекта, а потому (и только в этом качестве) способной к самостоятельной социальной проектной деятельности.

Содержание:

  • Евстафьев Д.Г. «Вместо введения: диалектика будущего в контексте методологии»;
  • Цыганова Л.А. «Трансформации субкультур в современном информационном пространстве: векторы развития»;
  • Родькин П.Е. «На пути к постпотребительскому обществу»;
  • Ольховой К.А. «Homo sybaritis или Homo habilis»;
  • Евстафьев Д.Г. «"Гибридные войны" как проекция "информационного общества" периода кризиса глобализации»;
  • Кочешков Г.А. «От 1914 к 2014»;
  • Евстафьев Д.Г. «Вместо заключения: Постэкономика будущего мира».

3 ноября 2015 г.

#Сборники

Материалы по теме:

Постиндустриальное общество мутирует в постчеловеческое
О противостоянии Запада с Россией, о проблемах индустриального миропорядка и новой экономической и политической концепции в интервью Sputnik рассказал кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин ...

Потребительский кризис: что мы теряем на самом деле
Это только в учебниках по маркетингу (и прочей «профессиональной» литературе) общество потребления служит на благо потребителя… В реальности оно устанавливает самые жесткие формы контроля и устраняет субъектность не только отдельных классов общества, но и целых стран. От допущенных к потреблению требовалось полное идеологическое и политическое подчинение, которое и было нарушено Россией в 2014 году ...

Бренды России в условиях глобального империализма
В России все еще верят в экспортные и мало имеющие отношение к реальности идеологемы западной экономики и брендинга, по которым можно честно и на равных конкурировать в глобальном рынке с монопольным транснациональным капитализмом ...

Поделиться:



Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2016) Павел Родькин

English