PRDESIGN.RU Автор Монографии Публикации Наука Контакты En Навигация ☰

Публикации : 2015

Российский промышленный дизайн: в поисках политэкономической субъектности

В рамках Международного дня промышленного дизайна в Москве 30 июня прошло мероприятие, главной темой которого стало новое значение промышленного дизайна. Доклады, выступления и дискуссии пока еще не успели выйти за рамки дизайнерской рефлексии, но уже обозначили ряд общественно важных тем для обсуждения. Событие было организовано Научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ).


Павел Родькин: выступление на Всемирном дне промышленного дизайна (30.06.2015)

Проблему современного российского промышленного дизайна нельзя рассматривать в узкоотраслевых и дисциплинарных рамках. Для объективного понимания ситуации в промышленном дизайне и выработки реалистичного плана действия в этой области необходим политэкономический анализ происходящих процессов. Этим вопросам был посвящен мой доклад, который вносится рамки не только в российскую, но и в евразийскую повестку.

Ситуация на рынке интеллектуальных услуг

Российский рынок интеллектуальных услуг, частью которого являются все направления дизайна, исходит из предпосылки стабильности и положительной динамики собственного развития. Напротив, до введения санкций против России в 2014 году для дизайн-индустрии было характерно падение динамики роста рынка, непреодоленного после кризиса 2009 года, деинтеллектуализация (доли сотрудников с двумя высшими образованиями, ученой степенью или дипломом MBA), потеря инновационности (доли инновационных услуг в общей выручке производителей интеллектуальных услуг), выраженная тенденция к вытеснению национальных разработчиков с внутреннего рынка, актуальная для таких благополучных сфер, как графический дизайн и брендинг.

Последнюю тенденцию следует обозначить как определяющую для судьбы российских креативных индустрий. Исполнителями в области крупных национальных проектов, государственных и корпоративных коммуникаций, все чаще становятся иностранные разработчики. Процесс сокращения национального производства коснулся не только реального, но и нематериального сектора экономики. В промышленном дизайне действовали те же установки, что и в экономике, выраженные в принципе «зачем производить свое, если все можно купить на Западе».

В 2014-2015 годах произошли исторические изменения, создавшие системные условия качественно нового развития экономики, которые связаны с запуском интеграционных процессов, поворотом на Восток и становлением субъектов этих процессов — ЕАЭС, ТС, БРИКС. Донести эти изменения до представителей российского рынка интеллектуальных услуг (этой проблеме было посвящено выступление в рамках Всемирного рекламного саммита в 2014 году в секции, посвященной брендингу территорий) крайне сложно, так как последние до сих пор идентифицируют себя в качестве эксклюзивных производителей и представителей глобального рынка.

Положительные экономические и социально-политические процессы в России и Евразии усложняются неготовностью к признанию собственной цивилизационной субъектности как со стороны производителя (заказчика) и потребителя, так и самого разработчика. Данная проблема носит не только экономический, но и идеологический характер.

Евразийские возможности и новые вызовы

Для российского промышленного дизайна интеграционная повестка по-настоящему формирующегося только сегодня. Рынок ЕАЭС является самым реалистичным шансом для выживания и развития. В евразийском экономическом пространстве российский промышленный дизайн обладает востребованностью и конкурентоспособностью, обусловленными благоприятными социально-политическими и культурными условиями.

Эти особенности связаны не только с оживлением производственных цепочек, но и с усилением реальной конкуренции с евразийскими экономическими субъектами и появлением новых вызовов. Таким вызовом для промышленного дизайна, который произойдет вне зависимости от политических конфигураций, станет китайский дизайн.

В среднесрочной перспективе при сохранении темпов и вектора развития КНР следует ожидать появления нового мирового феномена в виде оригинальной школы и индустрии китайского дизайна. Китай может не только повторить путь Южной Кореи и Японии (от копирования к собственным продуктам), но и превзойти их по количественным и качественным показателям.

Данный вызов является глобальным, может привести к значительному переделу рынка и создать угрозу российскому дизайну в виде соблазна превратной трактовки содержания импортозамещения. Попытка заменить один импорт другим, политически «правильным», может также иметь самые негативные последствия.

Вернуться в экономику и общество

Условиями развития промышленного дизайна в свете изменений в экономике и обществе, которые должны быть поддержаны дизайн-сообществом, являются:

  • импортозамещение в рамках эмуляции, а не концепции сравнительного преимущества (данная тема хорошо раскрыта в книге Эрика Райнерта «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными»);
  • системная реиндустриализация;
  • встраивание дизайна в цепочки добавленной стоимости;
  • модернизация оргуправленческой структуры современного производственного бизнеса и промышленного производства;
  • национализация потребления.

Инструментами достижения указанных условий со стороны дизайна являются:

  • преодоление идеологической направленности «западнисткого» типа;
  • отказ от некритического восприятия концепции постиндустриального общества;
  • уплотнение коммуникаций между заказчиком и разработчиком через институционализацию и изменение роли профессиональных сообществ;
  • преодоление деинтеллектуализации;
  • возврат к реальному дизайн-мышлению, характерному для индустриального типа обществ.

Политэкономическая субъектность может быть возвращена российским промышленным дизайном только в рамках концептуальной новизны. Но для этого промышленный дизайн должен обрести свой голос и начать (фактически заново) серьезную и чрезвычайно сложную работу по реинтеграции в экономику и общество.

Одним из положительных проектных и институциональных решений в данной области может стать создание евразийского центра развития промышленного дизайна. Данная инициатива нуждается в обсуждении, и такой площадкой может стать Евразийский экономический конгресс.

Евразийский коммуникационный центр: Российский промышленный дизайн в поисках политэкономической субъектности: евразийский шанс

Евразийский коммуникационный центр

9 июля 2015 г.

Материалы по теме:

Выступление на Всемирном Рекламном Саммите
В рамках Всемирного рекламного саммита 2014 прошла дискуссия на тему «Бренд мегаполиса», в которой приняли участие ведущие российские специалисты в области брендинга и маркетинга территорий. Выступление на Всемирном Рекламном Саммите (10.10.2014).

Новые вызовы промышленного дизайна
Главную опасность для российского промышленного производства (даже при оптимистическом варианте реиндустриализации) представляет то, что промышленному дизайну в нем по-прежнему нет места. А это означает уход России не только из сферы промышленного, но и интеллектуального производства.

Дизайн необходимо включить в евразийскую повестку
Дизайн необходимо включить в евразийскую повестку. Сделать это можно, только опираясь на хоть и разрозненные, но доказавшие свою дееспособность проекты и инициативы.

Поделиться