Тексты : 2015 : Демократия для «идиотов»*

Народный референдум в Греции о принятии условий европейских и международных кредиторов при всей неоднозначности целей, которые с его помощью пытаются достичь власти страны, является примером реальной демократии в XXI веке. В этот ряд можно поставить и референдум в Крыму 2014 года хотя бы потому, что точно так же, как и греческий демарш, он был категорически отвергнут Западом.

В Европе и США все отчетливее нарастает глубочайший политический кризис демократии, неизбежно перерастающий в кризис социальный. Могут ли в этих условиях незападные общества и Россия противопоставить свой, отличный от западного тип реальной демократии?

Мир. Демократия. Социализм

Плакат: «Мир. Демократия. Социализм» (художник: В. Каленский, 1961 г.)

Является ли западный тип демократии безальтернативным

Замечательный и незаслуженно забытый плакат 1961 года художника Владимира Каленского «Мир. Демократия. Социализм», сегодня, пожалуй, вызовет удивление и недоумение, настолько сильно в массовом сознании демократия ассоциируется исключительно с западным миром. Связка демократия-социализм была утрачена и в самом советском обществе, что также стало частью смысловой капитуляции перед Западом.

Демократия является самым значимым символом, в какой-то мере превращенным в светскую религию и идеологические оружие западного общества. В этом качестве «демократический» Запад противопоставляется «авторитарным» и «тоталитарным» режимам и странам.

Сегодня демократия (особенно в ее экспортном варианте) настолько дискредитирована, что в российском обществе возникает желание от нее отказаться. Но и западное общество столкнулось с угрозой собственной свободе в рамках той системы, которая установилась в глобальном Pax Americana.

Именно в этих условиях Россия получает возможность стать лидером реальной демократии незападного мира. Но для реализации этой сверхзадачи необходимо ясное понимание сути и структуры западной демократии, очищенной от яркой обертки, которая автоматически делает любой другой тип общественной и государственной демократии неправильным и «недемократичным».

В противном случае Россия может оказаться в том же системном тупике, что и Греция, когда референдум является инструментом торга, а общество лишено реального выбора. Греческий «сбой» в системе современной европейской демократии является продуктом деградации западного общества и будет подавлен, как и любой социальный бунт в неолиберальном обществе.

Структура современной демократии

Волеизъявление народа в Греции не было принято западной политической элитой. Неуправляемое и незапланированное политическое действие было воспринято как принципиально нелегитимное и даже нелегальное.

Непризнание народных референдумов не является следствием «двойных» политических стандартов, как это может показаться на первый взгляд. Сама конструкция принятия политического решения народом и опора на этот выбор со стороны власти строится на исторически сложившемся ограничении рамок социального субъекта власти.

Исторически эти рамки смещались, но неизменным оставалась структура социального, расового, экономического неравенства и социально-политическая преемственность принципов античной демократии. Даже эпоха всеобщей выборной демократии, как вершина западной демократии, создала всего лишь гигантскую идеологическую драпировку реальной власти, основанной на воле сверхобщества, действующего в собственных интересах.

Александр Зиновьев, анализируя структуру западного общества, указывает на его значительную системную недемократическую часть в виде, например, бюрократии, полиции и секретных служб, бизнес-корпораций и т.д., обеспечивающих его устойчивость. В этом качестве Зиновьев называет демократию «надстройкой» над недемократической частью общества.

Недемократической по отношению к обществу следует назвать всю систему надгосударственных и надобщественных институтов, которые надежно скрыты за многочисленными псевдообщественными структурами. Подобное усложнение общественной структуры и создает тот самый привлекательный образ демократии.

Глобализация многократно усилила антидемократические тенденции в мире, так как изначально и не конструировалась как равноправная и демократическая, а, напротив, является воплощением жесткой иерархии Запада (и внутри самого Запада) над всем остальным миром. Всеобщая управляемая демократия XXI века — инструмент власти, а не общественного согласия или политического договора.

Референдум в Греции и любые другие демократические прецеденты и процедуры никогда не будут признаны глобальным Западом ни в качестве основания политических решений, ни как инструмент переговоров. Оперировать к ним перед новой сверхвластью — бессмысленно и по сути, и уже и по форме.

Электронная демократия для «идиотов»

Одним из выходов из тупика западной демократии, который должен был обновить тускнеющий блеск «бренда» демократии, и о котором следует сказать отдельно, стала цифровая среда и современные информационные и коммуникационные технологии. Технический прогресс в этой области породил большой энтузиазм в сфере обратного контроля власти через информационную открытость, которая должна в представлении многих идеологов новой цифровой эпохи изменить к лучшему политическую и социальную системы.

В общественное сознание внедряется иллюзия контроля над политическим и экономическим процессом со стороны «гражданского общества» посредством коммуникационных технологий. В этой связи Джон Кин в своем исследовании «Демократия и декаданс медиа» прибегает к термину «мониторная демократия», которая заключается в возможности слежки (мониторинга) за структурами власти со стороны общественных активистов.

В реальности цифровая демократия и открытость данных фактически усилили не контроль над властью, а над самим обществом. Скандальные разоблачения Эдварда Сноудена в этом отношении не открыли ничего нового. Понятие «мониторной демократии», следует понимать ровно наоборот: субъектом мониторинга и реальной власти является недемократическая часть общества, которая устанавливает рамки и содержание демократического процесса в области правового регулирования и общественной жизни.

Сегодня таким содержанием, выход за которое политически очерчен для западного общества, становится борьба за или против легализации однополых браков. Общество низводится до состояния граждан, не допущенных к реальному участию в общественной жизни. Вернее, их общественная и политическая жизнь имитируется современными техническими средствами гораздо эффективнее классических политических имитационных процедур.

Греческое общество попыталось вернуться в реальность. Демократический путь делает эту попытку вдвойне опасной для западного миропорядка, не делающего исключения ни для кого.

* Идиот, др.греч. — человек, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.

РИА Новости: Демоверсия демократии

РИА Новости

14 июля 2015 г.

Материалы по теме:

Фергюсон: социальный бунт под маской расовых проблем
Бунт в городе Фергюсон в округе Сент-Луис, штат Миссури привлек внимание российских СМИ. Главной причиной произошедшего часто называется расовый конфликт между негритянским населением и полицией. Все эти объяснения не приближают к пониманию реальных процессов, ставшими истинными причинами событий.

Образование как единственная гарантия демократии
Образование сегодня можно назвать единственной и подлинной гарантией демократии, так как оно создает условия для равных возможностей и человеческого развития. Образование формирует институализированную «параллельную элиту», которая обладает в обществе авторитетом часто гораздо большим, чем политическая и управленческая элита вместе взятые, невзирая на их репрессивные ресурсы.

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English