Тексты : 2014 : Реальная пропаганда

Специфически негативное восприятие и отношение к пропаганде, которое бытует сегодня в российском обществе, стало препятствием для коммуникации между государством и обществом. Выходом из этой ситуации является возвращение общества в качестве субъекта пропаганды, перезапуск реальной пропаганды, которая в свою очередь означает возвращение России в реальную историю.

Obeeix, no protestis

Протестное графити: «Obeeix, no protestis», Испания

Пропагандистский образ пропаганды в России

Сегодня в России продолжает формироваться негативное представление о пропаганде, уже само это слово вызывает настороженность. Такое восприятие сложилось вследствие действия внедренных в общественную и политическую повестку мифов.

Во-первых, пропаганда представляется как чисто российский феномен, будто в других странах пропаганда отсутствует, как на государственном, так и на корпоративном уровнях, будто на Западе существуют только объективные новости и честная реклама.

Поданая таким образом картина мира, действительно, выглядит ужасающе: Россия в ней ведет информационные войны, манипулирует сознанием своих граждан и обманывает весь цивилизованный мир. Очень точно это описал Александр Зиновьев: «в течение всей советской истории советским людям со стороны государственной идеологии прививалась негативная картина Запада. Ничего преступного и аморального в этом не было. Это обычное дело в реальной истории. Ведь и на Западе даже без единой государственной идеологии массам населения прививались и прививаются с удвоенной силой теперь идеологически тенденциозные и ложные представления о Советском Союзе и о коммунистическом обществе вообще. Теперь же произошёл беспрецедентный перелом в отношении к Западу даже в сфере официальной идеологии. Она ринулась в другую крайность, причём с ведома высшей власти страны, по ее указаниям».

Во-вторых, пропаганда приравнивается к дезинформации, лжи, манипулированию, оболваниванию и т.п. При этом «неудобные» новости, фото и видео свидетельства объявляются в свою очередь пропагандой и отрицаются как реальные.

Позитивные функции пропаганды, например, донесение и популяризация ценностей, принципов и идей того или иного общества полностью исключаются. Подобная установка обосновывается историческими отсылками к пропаганде фашистской Германии.

В-третьих, пропаганда воспринимается как исключительно политический инструмент. В тоже время, игнорируется и выводится из-под подозрения система корпоративной пропаганды (маркетинг, брендинг, реклама, пиар), роль и значение которой в потребительском обществе оказывает не менее мощное воздействие на все человечество.

В-четвертых, пропаганда мыслится только в рамках СМИ. Другие формы влияния на социум (например, книги, очерняющие историю страны) выводиться из области пропаганды, наделяются алиби «свободы слова».

Все вышеперечисленное позволяет: во-первых, создать негативный образ государства, отделив его от общества стеной «лжи» и недоверия, а во-вторых, сделать незаметной и некритической для понимания содержательную часть пропаганды, — идеологию. Таким образом, отрицание права на пропаганду (причем именно собственную пропаганду) разрушает и девальвирует государственные коммуникации.

Идеология — реальная пропаганда

Даже очистив пропаганду в России от пропагандистских же конструкций и штампов, мы не придем к пониманию реальной пропаганды, ее функций, структуры, механизмов и т.д. Институты пропаганды — не более чем инструменты идеологии.

Реальная идеология камуфлируется. Во многом так происходит, потому что она часто слишком антигуманна; так за современной западной пропагандой стоит плохо скрываемая физиологическая русофобия. Реальное воздействие, которое может сплоить или разрушить общество, оказывает именно идеология в форме пропаганды. Не механическая пропагандистская, а идеологическая обработка населения в холодной войне обусловила крах СССР.

Как указывает Зиновьев: «советская официальная идеология обнаружила полную неспособность отстаивать положительные достижения своего общественного строя и критиковать дефекты западного, оказалась неподготовленной к массированной идеологической атаке со стороны Запада. В стране началась идеологическая паника».

Таким образом, важнейшим элементом идеологии является общество. Именно общество должно стать не только пассивным объектом пропаганды, как принято считать, но и ее действующим субъектом, чтобы быть защищенным от внешних пропагандистских и менталитетных вирусов.

Общество как объект и субъект пропаганды

Реальным субъектом пропаганды является общество. Эффективность пропаганды обеспечивается не только ее содержанием, а, прежде всего, принятием ее людьми. В этом смысле пропаганда может транслировать любой вздор и даже откровенную ложь, но если общество ее разделяет, то она действует.

Так советская пропаганда на определенном историческом этапе стала проигрывать западной. Происходило это потому, что, несмотря на весь объем пропаганды и развитые институты, люди перестали верить в советскую пропаганду (и ее содержание — идеологию) и разделять ее.

Над ней откровенно смеялись. Но по объективным социальным законам образовавшийся вакуум был заполнен внешней пропагандой, что в конечном счете привело общество к катастрофе. Что стало причиной такого разрыва с обществом?

Советская пропаганда отстала от послевоенного уровня образования и развития общества, которое в СССР достигло значительных высот. Пропаганда соответствовала довоенному состоянию, поэтому не могла быть адекватно принята обществом качественно иного уровня.

Интересно отметить, что современная западная пропаганда и ее субъекты внутри России повторяют этот разрыв, апогей которого произошел в конце 80-х. Западная пропаганда сегодня осталась на интеллектуальном уровне некритической оценки действительности 90-х и воспринимается в лучшем случае как очередной «псакинг».

Общество ушло вперед, в буквальном смысле выстрадав реальное понимание многих социальных и экономических процессов. Тот же путь еще предстоит преодолеть украинскому обществу.

Перезапуск пропаганды как возвращение в историю

Собственной настоящей системы пропаганды у России еще нет, пока она только формируется. Чтобы этот процесс состоялся, необходимо решить следующие позитивные задачи:

  • вернуть пропаганду на институциональном уровне в общественную повестку;
  • наполнить ее социальными, культурными и политическими смыслами (идеологией);
  • повысить уровень пропаганды одновременно с уровнем общества, чтобы избежать нового разрыва с ним.

Последняя задача особенно сложна, многомерна и актуальна, так как снижение уровня общественного сознания приводит либо к его оглуплению, либо к тоталитаризации. Таким образом, переход к реальной пропаганде знаменует собой переход к реальной истории, остаться в которой для России означает вопрос выживания.

РИА Новости: Реальная пропаганда

РИА Новости

30 сентября 2014 г.

Материалы по теме:

Нужно ли подавать иски о защите чести и достоинства государства?
Информационные кампании против России являются для западных СМИ безнаказанными. В этих условиях становится очевидным, что формирование положительного образа России и противостояние информационной агрессии невозможно без преодоления политической русофобией Запада, причем его же методами.

Возвращение в «первый мир» — новостная экономика и политика в России
Разговоры о возвращении к «железному занавесу» или установлении автаркии на фоне международной практики является ни чем иным, как попыткой со стороны глобального медиакапитала выторговать себе насколько возможно большую долю российского рынка. Речь, на самом деле, идет о возвращении России, хотя бы в информационной области, в тот самый, желанный «первый мир», к его жестким стандартам и правилам.

Поделиться:

Подпишитесь на страницу автора в Фэйсбуке, Твиттере и Вконтакте для участия в общении и комментариях!

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English