Тексты : 2014 : V Зиновьевские чтения: дискуссионная панель «Философия реализма: история, политика, экономика, культура»

Зиновьевские чтения: «Русская трагедия и русская мечта». Пятая Международная научная конференция «Зиновьевские чтения» состоялась в преддверии 92-й годовщины со дня рождения всемирно известного русского мыслителя и писателя Александра Зиновьева и была посвящена актуальным вопросам развития России, ее места в мировой истории и международных отношениях.

Зиновьевские чтения: «Русская трагедия и русская мечта», панель 3: «Философия реализма: история, политика, экономика, культура» (27.10.2014)

Тезисы выступления:

Философия реализма в жизни (а только в этом качестве она имеет смысл) означает реалистичное понимание социальной действительности, политических, культурных и исторических процессов. Непонимание и иллюзии влекут историческую катастрофу, которую Россия переживала в ХХ веке дважды. Наиболее актуальной и имеющей практическое значение для нас сегодня является великая социальная катастрофа советского общества.

В СССР настал «реальный коммунизм», как его обозначил Александр Зиновьев, который по Зиновьеву необходимо отличать от «идеологического коммунизма». Приставка «реальный» к какому бы то ни было явлению истории и жизни не означает «идеальный». Но советское общество это не поняло и не заметило, что привело к предательству элит сверху и полной дезориентации и атомизации общества снизу. В итоге, общество заменило один «несбывшейся» фантом другим — западнистким.

Сегодня в России наступила реальная демократия, которая положительно отличается от эрзац демократии Запада. Такая ситуация стала возможной, как это ни парадоксально, благодаря советскому наследию, которое подвергается систематическому уничтожению и прежде всего в социальной сфере. Фактически социальная модель посткоммунистической России отличается от западной только сравнительно большей мягкостью социальной политики. Понимает ли это российское общество?

Примером реалистического мышления и анализа может служить книга Александра Зиновьева «Коммунизм как реальность», которая будет одинаково неприятна как для апологетов советского общества, так и для его ярых противников. Зиновьев описывает в ней все реальные недостатки и реальные достижения советского общества, стиль книги чем то напоминает литературный прием остранения. Но это позволяет получить объективное представления о социальной системе, которая сегодня или идеализируется или демонизируется.

Кризис реалистического мышления связан с непониманием социальной действительности и подменой ее искусственными конструкциями, теоретическую основу этого явления можно разглядеть в ставшим нарицательным — постмодерне, который также как и реализм захватывает и в философию и культуру и экономику и политику. Сегодня целые куски реальности фактически вырваны и заменены на свою противоположность, выведены из поля критики, что достигается путем жесткой интеллектуальной цензуры.

В современном западном, да и российском обществе существует целый пласт табуированных и фактически запретных тем (демократии, социальной справедливости и т.д.), не идеологический анализ которых грозит немедленной маргинализацией и навешиванием ярлыков. Горизонты мысли современного сознания сдвинуты настолько, что любая политэкономическая критика современного миропорядка является просто чем-то немыслимым и невозможным. Про Запад не то, что говорить, думать критически нельзя.

Некритическое мышление выражает себя, в частности, в безусловном принятии новых технологий без анализа их последствий, оперировании терминами без понимания их значения (для России это особенно актуально), бесконечном повторении идеологических штампов вроде «постиндустриального общества» и т.д.

Отсутствие реализма показало восприятие и отношение к возвращению Россией исторической субъектности со стороны т.н. креативного класса и его отношение к собственному государству и обществу. Не стоит считать подобные умонастроения маргинальными, таковыми они становятся только сейчас. Но опасность саморазрушения государства и общества снова актуальна и еще очень велика.

In English:

Zinoviev Readings: The Russian tragedy and the Russian dream — Panel discussion 3. (27.10.2014)

Зиновьевский клуб: Зиновьевские чтения: «Русская трагедия и русская мечта»

Зиновьевский клуб

28 октября 2014 г.

Материалы по теме:

На правильной стороне конца истории
Идея «конца истории» не является ни научной, ни философской, несмотря на то, что сам Фукуяма, обосновывает ее философией Гегеля (и толкованиями Александра Кожева). Фукуяма выступает прежде всего как идеолог, «конец истории» представляет собой элитную идеологию западного сверхобщества. Возможно, это первый случай в современной истории, когда эта идеология была предъявлена так открыто и явно. Концепция Фукуямы — негативная иллюстрация тезисов Александра Зиновьева о планируемой истории.

Поделиться:

Канал в Telegram

Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.