Тексты  2014  К методологии инновационной деятельности

Инновации в различных сферах производства, потребления, общественной жизни, наконец, феномен инновационной деятельности как таковой стали одним из заметных явлений современной предпринимательской инициативы. Сегодня инновации превратились и в маркетинговые спекуляции, и в технологический фетиш, и в реальный двигатель технического прогресса. Говорится о них очень много и с удовольствием.

Запускаем инновации

Гийс Ван Вульфен. Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике forth. — М., Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Методология инноваций для частной инициативы, однако, разобрана крайне скудно и поверхностно; инновации рассматриваются как готовый и успешный продукт или технология. Способы же достижения цели, определенного типа мышления, необходимого для инновационной деятельности подразумеваются как нечто само собой разумеющиеся. Книга Гийса Ван Вульфена «Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике forth» во многом закрывает этот пробел.

Действительно, как приступить к проекту и с чего начать, ведь начальный этап связан со стольким количеством неизвестных, что большинство инноваций проваливаются на этапе старта. Уже в самом начале инноватор и его команда сталкиваются с такими проблемами, как: мы не знаем, чего хотим, мы ходим по кругу, мы держимся за привычное, некоторые главнее остальных, волна негатива, у нас куча идей, обо всем и ни о чем, руководство давит идеи в зародыше, разработчики искажают идею, сопротивление начальников производства. Как подступиться, чтобы идея воплотилась в жизнь, преодолев эти и многие другие препятствия?

Основой авторской методики Гийса Ван Вульфена «FORTH» является базовая метафора большого путешествия. Данный подход призван «показать весь путь, который проходят инновации от рождения и до воплощения. Это наглядное пособие, содержащее рассказы о великих открытиях, таблицы, кейсы, чек-листы, рабочие формы и карты инновационного атласа». В нем автор проводит параллели «между свершениями великих путешественников и современными инновациями. Между ними много общего: инновационный процесс отнимает немало времени, он очень рискованный и чреват неожиданными проблемами, которые отбрасывают вас назад. Как Колумб смог открыть Америку? Как Хиллари удалось достичь вершины Эвереста? Как Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны?»

Метафора путешествия при всей своей литературности при детальном погружении оказывается не бесполезной. Все великие путешествия и сделанные с помощью их открытия связаны с целым комплексом проблем и препятствий, также являющихся неотъемлемой частью инноваций. Основными элементами инноваций в рамках этой метафоры являются: энтузиазм, труднодостижимая цель, а также работа в команде, планирование, подготовка, фокусировка, настойчивость, новые технологии и эмпатия.

Автор описывает типичные проблемы всех инноваций, формируя таким образом реалистичное понимание у потенциальной аудитории. Среди них факторы, обуславливающие неудачи проекта, например, плохая подготовка и команда, неисправное оборудование, неопытность или «способы» похоронить инновацию: назначить одного ответственного за все, влюбиться в свою идею, поставить все на одного, игнорировать нужды потребителей. Обозначены и факторы успеха, которыми являются: гибкость, установка на победу, всесторонняя подготовка, тщательное планирование, надежное снаряжение. Для преодоления постоянно возникающих трудностей необходимы: крайняя необходимость, отвага, страсть, новые технологии, командная работа, настойчивость. Наконец, везение.

Все эти положения, сами по себе абстрактные, раскрываются Гийсом Ван Вульфеном в контексте базовой методологии достаточно подробно, поверхностными они могут показаться только в самом начале. Тем более что автор честно приводит ситуации, когда инновации могут быть и вовсе неуместны. Впрочем, есть в книге и части достаточно абстрактные, повторяющие расхожие «идеалистические» штампы, как например в главе «думать как дизайнер».

Основные принципы инновационной деятельности остаются неизменными, хотя, конечно, автор дает их в упрощенном и приспособленном для современного корпоративного мышления виде. К фундаментальным процессам промышленных инноваций метод «FORTH» не применим, а вот для частной инициативы книга будет полезна. Ценность ее заключается в упорядочивании мышления, пусть даже таким «причудливым» путем, а не в универсальном решении и рецепте для будущих инноваторов и первооткрывателей.

Центр политического анализа: К методологии инновационной деятельности

Центр политического анализа

1 ноября 2014 г.

#Колонки | #Рецензии

Материалы по теме:

Зачем стартапам и инновационному бизнесу дизайн?
Вопрос, который занимает умы не только стартаперов, но и бизнес-сообщество, а также российских специалистов в области маркетинга: нужен ли дизайн и брендинг, и если нужен, то на каких этапах развития стартапа? Что он дает и не является ли «лишним» и затратным звеном, особенно в условиях исходной ограниченности ресурсов? Проблема крайне актуальная, тем более что сегодня сложилось устойчивое представление о дизайне, как о чисто декоративном, внешнем «украшательстве» ...

Поделиться:

Подпишитесь на страницу автора в Фэйсбуке, Твиттере и Вконтакте для участия в общении и комментариях!




Друзья

ФинЭК

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English