Тексты : 2014 : Можно ли верить слову дизайнера?

Сборники афоризмов, мыслей и изречений великих людей, философов, ученых, исторических деятелей — жанр популярный и широко тиражируемый, добраться наконец-то и до дизайнеров было вопросом времени. Книги подобного формата всегда оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, в них собрана подборка интересных мыслей и отточенных формулировок, а с другой, все эти канонические и не очень максимы вырваны из контекста, среды в которой формулировались и из опыта и творческого наследия цитируемого автора. Можно ли «доверять» этому одновременно полезному и бесполезному жанру в сфере дизайна?

Слово дизайнеру

Слово дизайнеру. Принципы, мнения и афоризмы всемирно известных дизайнеров (под редакцией Сары Бейдер»). — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Книга «Слово дизайнеру. Принципы, мнения и афоризмы всемирно известных дизайнеров» (под редакцией Сары Бейдер») представляет подборку высказываний из внушительного списка известных дизайнеров, среди которых такие знаменитости как Сол Басс, Пол Рэнд, Стефан Загмайстер, Милтон Глейзер, Невилл Броуди, Тибор Кальман, Ян Чихольд, Пола Шер, Брюс Мау, Эрик Шпикерманн и мн. др. Логика издания достаточно проста: по одной цитате на странице, но при этом каждая пара цитат представляет собой своеобразный «диалог» между дизайнерами.

Выборка достаточно разнообразна, хотя и связана одним предметом. Встречаются в ней пафосные цитаты вроде «типографы — это масоны от мира печати» (Алан Флетчер), пространные наподобие «все в мире на чем-нибудь держится» (Рэй Имз) или нравоучительные типа «мы часто продвигаемся по жизни на ощупь. Не нужно рассчитывать на готовые ответы, нужно размышлять» (Мюриэль Купер).

Хотя есть и абсолютно серьезные, приглашающие к сложной и напряженной дискуссии мысли и сомнения: «пожалуй, я против того, чтобы подразумевать под «графическим дизайном» всякие визитки, логотипы и рекламу. Более того, все эти вещи меня совершенно не интересуют. Такое понимание графического дизайна так же далеко от меня, как и профессия молочника или адвоката. Честно говоря, я охотнее стал бы молочником» (Стюарт Бэйли). Или: «слова «графический дизайнер», «архитектор» или «промышленный дизайнер» застревают у меня в горле: когда я произношу их, то чувствую ограниченность, специализацию в рамках профессии; я вижу отношение к обществу и установленный порядок, неудовлетворительный и несовершенный. Этого убогого набора терминов недостаточно для того, чтобы во всей полноте раскрыть до сих пор так и не выявленную до конца сущность дизайнера» (Элвин Люстиг). Есть над чем задуматься даже в таком обрывочном виде.

Проблематика многих цитат не потеряли актуальность и сегодня, а, возможно, носит для дизайна «вечный» характер. Например, «когда вы хорошо освоили правила, вы можете делать все что угодно, даже плевать на них, но начать что-либо без базовой структуры невозможно» (Эд Фелла) или «никто так не любит аутентичность, как любит ее графический дизайнер, и никто так не преуспевает в ее симуляции» (Майкл Бейрут).

Каждый найдет в книге нечто свое. Проблема заключается в том, что общую идею нащупать достаточно сложно, она как и современное дизайн-образование — фрагментирована. Да, сборка цитат позволяет уловить несколько тематических линий, но поймет ли всю глубину и сложность артикулированной проблематики, историю которой нужно знать, например, начинающий дизайнер?

Тем не менее, книга «Слово дизайнеру» нужна в плане развития интереса к дизайн практике и дизайн теории. Книга содержит жизненный и профессиональный опыт, а также размышления разных поколений дизайнеров, своего рода коллективная «Философия» Энди Уорхола.

1 авуста 2014 г.

Материалы по теме:

Дизайнеры ропщут
Очередной ташеновский сборник «Графический дизайн XXI века» Шарлотты и Питера Филь представляет чрезвычайно интересную и достаточно репрезентативную подборку размышлений о будущем дизайна, которая сознательно или бессознательно иллюстрирует мироощущение современного дизайн сообщества.

Книга 23
Книга Александры Саньковой — не просто антология определенной «обоймы» дизайнеров, но, прежде всего, — культурный, ментальный и исторический срез целой эпохи, со своей спецификой и настроением.




Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English