PRDESIGN.RU Автор Монографии Публикации Наука Контакты En Навигация ☰

Публикации : 2014

Креативные кластеры и экспертные коммуникации: как не потерять связь с обществом?

Flacon

Многофункциональный комплекс Дизайн-завод «Флакон» (© фото: cian.ru)

Современная экспертная и информационная деятельность России и, в частности, на евразийском пространстве обладает одним существенным недостатком: сегодня в российском экспертном сообществе функционирует «вертикальный» уровень коммуникаций, но совершенно не развит общественный горизонт взаимодействия. Это значительно ослабляет позиции продвижения российских интересов и «мягкой силы», вследствие незначительного и слабого вовлечения общества, что мгновенно восполняется и замещается влиянием других сил.

Мероприятия с участием российских политологов и экспертов проходят в основном в «закрытом» формате («для своих»), который не интересен и неизвестен обществу. Таким образом, нарушаются принципы современной публичной дипломатии и коммуникации с социальной средой. Как восполнить этот разрыв и что же может стать эффективным инструментом функционального и системного расширения российских экспертных коммуникаций не только за пределами, но и внутри России?

Одной из таких площадок могут стать — креативные кластеры, которые все еще рассматриваются и функционируют как площадки и пространства предназначенные исключительно для творческих проектов и структур (художественные галереи, зрительные залы, мастерские, магазины, кафе и т.д.). Во всем мире развитие креативных кластеров в рамках концепции «креативного города» (например, планы развития Лондона и Нью-Йорка) происходит чрезвычайно интенсивно. Конечно, переоценивать данную тенденцию, как и всю концепцию «креативной экономики», было бы ошибочно, но не использовать потенциал, заложенный и реализуемый в креативных площадках для решения коммуникативных задач развития и популяризации интеграционных или иных общественно и экономически важных идей в обществе — было бы не правильно вдвойне.

Тем более что и на постсоветском пространстве креативные кластеры уже существуют и развиваются. Так, первые креативные кластеры открыты в Казахстане (пространство «L.E.S» в Алматы), Киргизии (лофт «ЦЕХ» в Бишкеке), в Белоруссии (креативный кластер «МЕ100» в Минске) и т.д. В России успешно действуют такие площадки как «Digital October», «Flacon», «Artplay», «Винзавод» в Москве, лофт проект «Этажи» в Санкт-Петербурге, «TEXTIL» в Ярославле, «Циолковский» в Калуге, «Клевер» в Казани, «Каменка» в Красноярске, «Мистер Пинки» в Мурманске. Это лишь краткий и далеко не полный перечень площадок, который, однако, дает представление о востребованности и распространении культурной сети в городской культуре и общественной жизни.

Креативные кластеры могут формировать релевантные обществу коммуникации между странами постсоветского пространства и будущего евразийского союза не только в рамках культурного, но и политического дискурса. Креативные кластеры сегодня существуют разрозненно, как локальные проекты (как на уровне стран, так и на уровне городов), поэтому совместная работа расширила бы и значение креативных кластеров и значительно усилила бы экспертные коммуникации. Ведь креативные кластеры пользуются большим доверием, особенно в среде молодой аудитории, они создают совсем другую атмосферу, понятную современной аудитории, являясь для нее точкой притяжения. Креативные кластеры самими же экспертами ставятся в «оппозицию» политической повестке, экспертные мероприятия игнорируют этот ресурс, своими руками создавая взаимное отчуждение.

Без преодоления закрытости и «высокомерия» экспертной среды, по крайней мере, на уровне публичных коммуникаций, построить работу с обществом, заниматься распространением «мягкой силы» в современных условиях просто невозможно. Экспертам не стоит бояться креативных площадок, им необходимо выходить в реальный мир современного общества. Вот только не является ли отчуждение настолько сильным, что экспертное сообщество уже не сможет зайти на новые площадки?

Евразийский коммуникационный центр: Креативные кластеры и экспертные коммуникации: как не потерять связь с обществом?

Евразийский коммуникационный центр

4 марта 2014 г.

Материалы по теме:

Креативный бизнес и бизнес-активности нового типа
Термин «креативный бизнес» можно считать условным, но именно он наиболее точно передает характер нового типа национального бизнеса, возвращающегося в жизнь страны и создающего условия развития, экономического и социального прогресса ...

Cпор о креативном классе. Рождение нового социального бренда
В России ведется ожесточенный спор о том, кто именно входит в креативный класс: хипстеры, дизайнеры, журналисты, писатели, офисные работники или ученые, врачи, учителя, работники культуры, инженеры и т.д.? Вызван этот спор, правда, не стремлением понять общество, в котором мы живем, а известной политической конъюнктурой, но даже такая постановка вопроса вскрывает ряд существенных проблем ...

Поделиться