Тексты : 2014 : Современный консерватизм

Заседание Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» на тему: «Современный консерватизм». В условиях современного кризиса цивилизации не обойтись без социального проектирования. Основным его требованием является установление связи процесса воспроизводства и развития социального целого. Практика такого проектирования невозможна без ограничения либеральной идеологии консервативной политической позицией. Существует точка зрения, что в условиях продолжающегося кризиса либеральных идей возрастает ценность консервативной идеологии. Что такое консервативная идеология в мире и в России, учитывая, что существуют разные взгляды на современный консерватизм?

Круглый стол: «Современный консерватизм» (28.11.2014)

Тезисы выступления:

Консерватизм, который воспринимается сегодня в устойчивой и «обязательной» связке консерватизм/модернизм и линейном противопоставлении прошлое/будущее одно из самых противоречивых или вернее диалектических понятий и явлений общественного развития. Например, современный капитализм (описанный Зиновьевым) отличается от классического капитализма (описанного Марксом). Означает ли это что, с точки зрения консерватизма, нам необходимо или мы хотели бы вернуться в «старый добрый» капитализм?

И как с точки зрения консерватизма относится к постмарксизму? Но ведь и новый капитализм и его технологии власти вызывают не меньше сомнений и опасений.

Здесь следует сделать важное замечание: консерватизм — это не движение назад, обскурантизм или отрицание прогресса, а, прежде всего: критическое мышление. Новые технологии, которые внедряются в современное общество выводятся из поля критического анализа. Они должны восторженно приниматься без какого либо сомнения и слепо реализовываться.

Проблема заключается в том, что технический (технологический) феномен, становясь массовым с неизбежностью превращается в социальный. Эта трансформация существенным образом меняет его качество. Таким образом, новые технологии, меняющие общество и его гуманитарные основы должны быть подвергнуты критическому и консервативному анализу.

Например, «безобидная» и без сомнения очень удобная и полезная технология «больших данных». Ее гуманитарную суть открывает восторженная и идеологическая книга Виктора Майер-Шенбергера и Кеннета Кукьера «Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим».

Подробнее «говорящие» цитаты, приведенные на круглом столе, можно прочитать в авторской рецензии на книгу «Большие данные»…

Современные инновации объединяет абсолютное удобство, которое они привносят в повседневную жизнь, современная антиутопия, в отличие от классических представлений — комфортна. Все новые технологии внедряются под брендом прогресса (сюда же можно отнести и геймофикацию, пересмотр традиционной семьи и т.п.). Отрицающие прогресс автоматически попадают в консерваторы. При этом реальный технологический, гуманитарный и социальный прогресс фактически остановился, приобретая (в гуманитарной и социальной сферах) черты регресса и дегуманизации. В этом качестве консерватизм оказывается более прогрессивен.

Поэтому, повторимся, современный консерватизм означает не привязанность к традиции как таковой в рамках линейной схемы прошлое-будущее, а, прежде всего, критическую оценку существующих и возникающих явлений. Консерватизм сегодня — это синоним реальной свободы общества от системы навязываемого ему глобальным сверхобществом рабства.

Зиновьевский клуб: Современный консерватизм

Зиновьевский клуб

28 ноября 2014 г.

Материалы по теме:

V Зиновьевские чтения: дискуссионная панель «Философия реализма: история, политика, экономика, культура»
Зиновьевские чтения: «Русская трагедия и русская мечта», панель 3: «Философия реализма: история, политика, экономика, культура» (видео и тезисы выступления).

Большие данные смотрят на тебя
Рецензия на книгу Виктора Майер-Шенбергера и Кеннета Кукьера «Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер». Москва, 2014).

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English