Тексты : 2013 : Пол Рэнд о логотипах и хорошем дизайне в бизнесе

В творческом пути каждого крупного дизайнера наступает момент, когда видением профессиональной проблематики и опытом необходимо поделиться. Подобная профессиональная рефлексия крайне важна, особенно когда речь идет о дизайнерах, сформировавших визуальную культуру целой страны. Американский дизайнер Пол Рэнд, наряду с Солом Бассом, Милтоном Глейзером и другими, безусловно, относится к таким мастерам.

Затронутые Рэндом в книге «Дизайн: форма и хаос» проблемы не потеряли актуальность несмотря на все стилистические и технологические изменения, которые затронули всю дизайн отрасль. Более того, понять все противоречия современного дизайна нельзя без текстов, которые «защищены» от конъюнктуры моды авторитетом написавших их авторов. В этом смысле «Дизайн: форма и хаос» во многом схожа с книгами Яна Чихольда, которому, между прочим, Рэнд посвящает отдельную главу.

Дизайн: форма и хаос

Пол Рэнд. Дизайн: форма и хаос. — М.: Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013.

Пол Рэнд дает подробное описание методологии работы дизайнера на примерах собственных проектов, таких как айдентика IBM и NEXT, The Limited, IDEO и др. Исходя из богатейшего опыта формулируются основные функции айдентики, например: «логотип не продает, он идентифицирует»1). Говорит Рэнд и о значении хорошего дизайна: «хорошо сделанный знак — это знак качества, отражение сути бизнеса. Он говорит о вдумчивости и содержательности, о качестве товаров и услуг. Это, в конце концов, хороший пиар, символ доброго имени и доброй воли. От имени компании он говорит: "Вы нам небезразличны"»2).

Рэнд размышляет о форме и содержании, искусстве и дизайне, взаимоотношениях дизайнера менеджмента и клиента, оригинальности и моде, дизайн образовании... Некоторые из этих размышлений могли бы служить приговором современным спорам вокруг роли и функции дизайна в корпоративных (а теперь уже и государственных и территориальных) коммуникациях: «большинство менеджеров рассматривают дизайнера как пару рабочих рук, поставщика картинок, а не стратегического игрока в бизнесе. По профессии они в основном маркетологи, специалисты по закупкам, продажам или рекламщики… Это при том, что они сплошь и рядом не способны отличить хороший дизайн от плохого, оригинальный от «модного» и не всегда в состоянии распознать настоящий талант и профессионализм. У них есть уникальное право судить о дизайне, но нет никакой квалификации для такой работы»3).

Опыт Рэнда, как дизайнера и что не менее важно как дизайн-менеджера необходимо знать и изучать. Книгу «Дизайн: форма и хаос» следовало бы рекомендовать к обязательному прочтению корпоративным менеджерам, хотя бы потому, что Пола Рэнда невозможно обвинить в том, что он ничего не понимал в дизайне, корпоративных коммуникациях или в бизнесе, вспомнить хотя бы профессиональную принципиальность и коммерческую жесткость, проявленную в общении Рэнда со Стивом Джобсом (об этом рассказывает Уолтер Айзексон в биографии Стива Джобса).

Для дизайнеров книга Рэнда может стать авторитетной «точкой опоры», особенно когда вся практическая сторона полностью контролируются маркетингом и менеджментом. И можно надеяться, что издание хорошей американской классики такого уровня будет продолжаться.

1) Пол Рэнд. Дизайн: форма и хаос. — М., Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013. — С. 72.
2) Там же. — С. 77.
3) Там же. — С. 53.

2 июля 2013 г.

Материалы по теме:

Дизайн в России (интервью для «ТВ-Пена»)
О национальном дизайне беседуем с Святославом Муруновым в студии краудсорсингового интернет телеканала «ТВ-Пена».

Знаки навсегда — «Графика современного знака» Сергея Серова
Книга эта — разговор, а вернее история, которую рассказывает автор о знаках до того как они становятся торговыми марками — то есть попадают в «чужие» руки и живут жизнью независимой от дизайнера и от дизайна. Этот рассказ «для своих» — для дизайнеров, для нас.




Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English