Тексты : 2011 : Гагарин как символ модернизации

Алексей Пилько, Павел Родькин

Он сказал: «Поехали!». И многотонный корабль стартовал, чтобы удивить весь мир, задав ему вопрос, до сих пор остающийся без ответа. Как страна, разоренная войной, смогла спустя неполные шестнадцать лет после ее окончания достичь такого уровня развития науки, инженерной мысли и промышленности, который позволил ей первой в мире отправить человека в космос? В истории сложно найти подобные прецеденты. Гагарин, вопреки обстоятельствам, реализовал многовековую мечту человечества. А полет «Востока» стал демонстрацией удивительной, непревзойденной «технологии прорыва», практическим воплощением модернизации, самым большим вкладом России в развитие человеческой цивилизации. Поэтому Гагарин — это тот символ нашего государства, которым можно гордиться безо всяких оговорок и сомнений.

Интересно, что несмотря на глобальную конкуренцию двух супердержав, в 1960-е годы образ Гагарина в СССР и в остальном мире (особенно на Западе) существовал на «паритетных» началах. Американская и европейская общественность уделяли ему немало внимания. Он вызывал уважение даже у прямых конкурентов, хотя на обложке журнала TIME надпись «СССР» на гагаринском шлеме деликатно исчезает. Позднее, в 1970-е — 1980-е годы, благодаря системной и последовательной работе в области укрепления имиджа США, Гагарин и вовсе был вытеснен первыми лунными астронавтами. Поэтому в планетариях западных столиц венцом экспозиций, посвященных исследованию космоса, непременно являются Нил Армстронг и его команда. А о гагаринском полете упоминается в лучшем случае вскользь.

Юрий Гагарин

Фотография Ю. Гагарина, СССР 1961 г. Обложка журнала «Time», 21 апреля 1961 г.

Впрочем, сложно обвинять нашего бывшего соперника по «холодной войне» в этом. Победа СССР в космической гонке была слишком сильным ударом по самолюбию Вашингтона, краеугольным камнем государственной идеологии которого является аксиома об американском научно-техническом лидерстве. Гагарин пробил в ней огромную брешь и ее принялись латать, как только для этого представилась возможность. Однако американцы никогда целенаправленно не пытались смешать Гагарина с грязью. Для них он тоже оставался героем.

Удивительно, но в Советском Союзе образ Гагарина так и не занял то место в ряду государственно-образующих символов, которое он по праву заслуживал. В СССР ему, безусловно, уделялось много внимания. Но его полет рассматривался лишь как очередное, пусть и громкое, доказательство того, что коммунизм является самым прогрессивным строем в мире. Однако образ Гагарина в массовом сознании оказался гораздо мощнее образа коммунизма. В общечеловеческом смысле он стоит выше любых политических идеологем и социально-экономических систем.

В общем-то, в этом и заключается уникальность и универсальность образа Гагарина. Во-первых, несмотря на все попытки политически ангажировать его, он не перестал быть подлинно народным. Во-вторых, это, пожалуй, единственный образ, сочетающий в себе и высокие гуманитарные смыслы, и технические достижения страны. Поэтому, будучи каноническим, «железобетонным» образом в СССР, Гагарин даже в таком качестве смог пережить крах и высмеивание советского символического и ценностного набора в 1990-е годы.

В Российской Федерации образ Гагарина существует скорее по инерции, как часть сохранившегося наследия прошлых лет. Политическая элита вспоминает о нем — время от времени. Однако он продолжает пользоваться искренней любовью народа. Во всяком случае, той его части, которая еще помнит, кто первым полетел в космос. Кроме того, последние 10—15 лет стало очевидно, что образу Гагарина угрожает вовсе не забвение, а скорее «гламуризация», обессмысливание, превращение его в ироничный объект массовой культуры или очередной потребительский бренд (причем не только в России, но и в бывших советских республиках, а в перспективе — и в других странах). Так, изображение первого космонавта можно встретить и на автомобилях, и в развлекательных центрах. Поэтому образ Гагарина может быть попросту переформатирован, девальвирован, низведен до уровня примелькавшейся товарной марки.

Юрий Гагарин

Образ Гагарина в аэрографии на автомобиле, в названии и оформлении развлекательного центра (Украина)

Можно сделать вывод, что по большому счету Гагарин в системе образов современной России находится в тени, хотя именно он больше всего подходит в качестве наглядного воплощения идей модернизации и научно-технического прогресса. И, кроме того, представляет собой связующее звено между прошлым (СССР) и современностью (РФ). Равно как между Россией и остальным миром. Это тем более важно, поскольку сегодня наша страна, через двадцать лет после распада Советского Союза, по-прежнему находится в мучительном поиске своего «я». Однако все концепции объединения нации вокруг какого-либо идеологического стержня обречены на провал, если доводятся до общества на непонятном для него языке. Для того, чтобы сплотить людей, нужны ясные и понятные символы. Одним из них является полет Гагарина, состоявшийся 12 апреля 1961 года, полвека назад.

Опубликовано на портале РИА Новости: Гагарин как символ модернизации

РИА Новости

12 апреля 2011 г.

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English