Тексты : 2008 : Конец типографики — «Облик книги» Яна Чихольда

Сергий Булгаков в работе «Трагедия философии», размышляя о судьбе философских систем, замечает: «каждая такая система хочет быть концом мира и завершением истории, которая, однако, все продолжается»1). На самом деле, это желание характерно для всех систем, идентифицирующих себя в качестве глобальной парадигмы. «Конец истории» принято сегодня припоминать постмодернизму, однако точно такое же желание является определяющим практически для всех крупных систем ХХ века. Художественные течения и стили не отстают ни от философии ни от политики. Одним из таких ярчайших примеров является наследие типографа Яна Чихольда (Jan Tschihold), фундаментальный (и фундаменталистский) труд которого переиздает Студия Артемия Лебедева.

Ян Чихольд. Облик книги

Ян Чихольд. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике. Издательство Студии Артемия Лебедева. 2-е издание, 2009, 3-е издание, 2011.

Чихольд, проделавший путь от разрушителя, до охранителя классической типографики является типичным воплощением стремления завершить историю, происходит ли оно под знаменем классики или модернизма... Определенная модель возводится в высшую и завершенную форму и абсолютизируется в качестве единственно правильной. «Облик книги» является теоретическим и практическим руководством к созданию такой системы. Наивно полагать, что все ограничивается только обликом книги...

Чихольд пишет, что «традиция и конвенция предшествуют всему типографскому искусству»2), но ведь традиция и формируется за счет культурной конвенции, которая может быть пересмотрена. Таким образом главная стратегическая задача традиционалиста Чихольда — заморозить создание нового соглашения… Чихольд хочет завершить историю типографики...

Книга Чихольда — своеобразная отповедь авангарду, которая сегодня может быть актуализирована и для постмодерна. Основным требованием Чихольда является — удобочитаемость, которая помимо чисто пластических функций основывается на ортодоксальном логоцентризме, против чего восставали и футуризм и новая волна с идеями визуального текста. Чихольд является противником изменения даже традиционного формата европейской книги и любых нестандартных размеров... Чихольд настаивает на том, что «...задача художника книги, который осознает свою ответственность и долг — это отказ от собственного "я"»3). Достаточно сравнить это положение с манифестами и самой художественной практикой того же футуризма или идеями протестами против тотального функционализма в новой волне.

На примере Чихольда видно насколько графический дизайн и типографика привязаны к конкретной художественной идеологии и ее личностному переживанию, а все достижения основаны на торжестве и противоборстве интеллектуальных дискурсов и мировоззрений. «Облик книги» — самое идеологизированное издание из всех изданных книг по типографике в последнее время!

Чтобы понять, на первый взгляд, «простые» максимы Чихольда нужен большой опыт и знания. Чихольда следует рекомендовать только сформировавшемуся профессионалу, так как хотя практические рекомендации, без сомнения, важны для освоения типографической культуры, но теоретический посыл может быть воспринят буквально. Многие дизайнеры чувствуют себя уверено только в условиях универсальных правил, требующих догматического выполнения.

Можно ли Чихольда «протащить» в современность, ведь сегодня, действительно, можно найти много общего между усталостью и известным разочарованием в постмодерне и авангарде самого Чихольда? Сделать это можно достаточно безболезненно, но это заслуга именно постмодерна. Сложилась ситуация, когда традиция не разрушает постмодернизм, но захватывается в его логику: обращение к Чихольду сегодня означает поиск аутентичной симуляции...

Сторонникам «классической простоты» и гуманистического дизайна от Виктора Папанека будет очень трудно использовать Чихольда в «чистом виде», так как его идеология прошла дистилляцию самим временем и теми фундаментальными изменениями, которые формируют облик современной визуальной культуры. Остановить экспансию средств коммуникации или игнорировать наложение эстетической и технологической революций конца 80-х начала 90-х — невозможно, хотя мы можем делать вид, что непричастны к этим процессам.

Существующие концепции и течения в отличие от ХХ века не вызывают больше непримиримых дискуссий; сегодня в искусстве и дизайне — можно все! Сочетать и смешивать Яна Чихольда и Дэвида Карсона не является больше недопустимым, поэтому для расширения культурного и дискурсивного пространства коммуникативного искусства, необходимо использовать как охранителей традиционной книги и типографик, так и ее могильщиков...

1) Булгаков С.Н. Собр. Соч в 2 томах. Том 1. М., 1993. с. 314
2) Цит. по: Чихольд Ян. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М., 1980 г. С. 37
3) Там же. С. 17

4 ноября 2008 г.




Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

English