Тексты  2007  Знак рубля — коммуникативная инициатива «снизу»

Создание знака рубля встречает в среде управленческой и банковской элиты непонимание или равнодушие. Именно такой вялой реакцией заканчивались попытки по инициации его разработки. Для дизайнерской среды, как главного разработчика знака, создание знака рубля, напротив, давно является предметом вожделения (первый конкурс был проведен еще в 1999 году), особенно на фоне наличия аналогичных знаковых наборов в других странах.

Не смотря на то, что даже соответствующий закон устанавливает необходимость утверждения графического обозначения рубля, до сих пор знак рубля — отсутствует.

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могло либо волевое решение «сверху», однако она развивается по более интересному сценарию нежели можно было предположить. Инициативная группа из внушительного списка известных российских дизайнеров и дизайн студий обратилось предложением «принять знак самим и немедленно начать его использовать — не дожидаясь, пока Центробанк РФ выберет знак рубля, игнорируя, как всегда, мнение профессионалов». Пожалуй, эта инициатива в чем то даже более интересна, чем сам знак рубля.

Перед нами разворачивается попытка консолидированной коммуникативной инициативы «снизу», исходящей от целой отрасли (особенно в контексте развития гражданского общества), выступающей одновременно в качестве инициатора, разработчика, пользователя и популяризатора знака. И если по поводу самого знака в дизайнерской среде, как показывают дискуссии, нет единого мнения (и вряд ли оно может быть), то единая позиция по его «утверждению» является, действительно, важным прецедентом, для всей визуальной политики и коммуникативной стратегии создания и внедрения таких важнейших символов и знаков.

Эта инициатива — пример практического управления реальностью, которое мгновенно ассоциируется с многочисленными теориями заговоров, однако, на самом деле является повседневной процедурой и «приземленными» коммуникативными технологиями. «От нашей активности и последовательности во многом будет зависеть, сможет ли выбранный нами знак прочно укорениться в культуре», — заявляют инициаторы.

Дизайн сообщество заявляет о способности выступать не только в качестве исполнителя но и полноценного участника коммуникаций; это первый опыт отраслевого самосознания, который необходим даже если сама инициатива потерпит неудачу.

знак рубля

Шрифтовые компании Letterhead и ParaType будут включать этот символ в свои новые гарнитуры, выпустят набор символов Знак рубля для своих «старых» шрифтов. Уже отправлена заявка в Юникод и ISO для регистрации этого символа в международных организациях.

3 августа 2007 г.

Поделиться:

Подпишитесь на страницу автора в Фэйсбуке, Твиттере и Вконтакте для участия в общении и комментариях!




Друзья

Логосклад.ру

© Любое использование материалов без согласия автора не допускается.
При использовании материалов сайта соблюдение авторства и ссылка на prdesign.ru — обязательны.
© (2003—2016) Павел Родькин

English