Тексты : 2006 : Путеводитель по типографике — Шпикерман «О шрифте»

Каждую значимую или этапную книгу по типографике, будь то книги Яна Чихольда или Эмиля Рудера, дизайнеры готовы воспринимать чуть ли не как новый типографический завет. Современный дизайнер часто пытается найти в таких книгах универсальную инструкцию к любой типографической ситуации, словно речь шла бы о телевизоре или стиральной машине... В самом лучшем случае эти поиски оборачиваются сухим и угрюмым догматизмом.

Книга Эрика Шпикермана «О шрифте» (Erik Spiekermann. Uber Schrift.) совсем иная. Это скорее путеводитель по типографике, объединяющий немалый личный опыт автора, заметки на полях, размышления, и конечно же практические советы. Это своего рода авторский дневник, посвященный типографике, которую автор воспринимает слишком лично, чтобы оставаться равнодушным к самому широкому спектру ее проблем...

Но также эта книга отчетливо выражает стресс, который все еще переживает типографика от соприкосновения с новыми технологиями. Стресс, который, она уже испытывала не раз, и возможно, будет испытывать всегда! «Когда шрифт изготавливали из металла, буквы каждого кегля разрабатывали и вырезали отдельно. Гравер знал по опыту знал, как сделать шрифт в каждом кегле удобочитаемым... Когда кегли шрифта получают из одного базового начертания, как при фотонаборе и цифровых системах, эти тонкости теряются, в результате чего получается усредненная форма, что часто приводит к плохой репутации гарнитуры.» Проблема исторической преемственности, интерпретации, технологических и перцептуальных ограничений остается актуальной и в цифровой эре, на чем также неоднократно останавливается автор книги «О шрифте».

Шпикерман О шрифте

Эрик Шпикерман. О шрифте. М.: ПараТайп. 2005.

Шпикерман остается (даже подсознательно) модернистом, это чувствуется хотя бы в традиционном занижении роли постмодернизма в типографике... «Если бы следование простым указанием позволяло успешно заниматься дизайном, все мы скоро остались бы без работы. Но есть и еще одна составляющая, идея, концепция, которую не так-то легко сформулировать. Волны сменяются, но графический дизайн по-прежнему в первую очередь подчинен практике и только затем — вопросам стиля.» И в этом смысле Шпикерман подтверждает и укрепляет великий миф модернизма. Хотя он уже не так суров и дидактичен.

Функциональная модель становится мягче, в том смысле, что она становится ближе к субъективной сфере, недаром психологическому и эмоциональному восприятию шрифта уделяется не меньше внимания, чем его классификации и идентификации. «Итак, шрифт имеет практическое назначение — он может ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать. А способен ли он выражать эмоции?» Ведь без этого невозможно построить и наладить взаимную коммуникацию с современным человеком-потребителем.

Если в современной типографике — можно все, то это безусловное достижение и принципиальную парадигму постмодернизма, которые все еще пугает современных дизайнеров необходимо пережить. Точно также как и новые технологии, ведь типографика повсюду. «Сегодня каждый, имеющий дело с компьютером знает, что такое шрифт... и согласится, что шрифты могут выражать различные эмоции. И хотя все, что мы видим на экране, в действительности, состоит из мелких точек, наши глаза воспринимают их как привычные цельные формы букв, поскольку мы бессознательно ожидаем, что любой шрифт должен выглядеть как «печатный». Пока сохраняется эта тенденция к тщательному дизайну повсюду, даже когда технология не предназначена для этого (скажем, при нанесении надписи на сырое яйцо), мы можем совершенствовать наше типографическое чутье постоянно, даже разглядывая штамп о сроке годности продуктов.»

Демифологизация модернизма дается не просто. Возможно еще более тяжелее, чем вхождение в типографику новых технологий. Впрочем, сам автор всегда остается рассудительным и настроенным на позитив, его спокойная и немного ироничная манера просто не способна вызвать раздражения. В конце концов «плохого шрифта не бывает!» И в этом заключается магия всякого путеводителя, главным девизом которого как для новичка в типографике, так и для профессионала, переживающего ее трансформации, могла бы стать сакраментальное: без паники!

Но чтобы можно было все — в начале необходимо знать — чего делать нельзя... Тем более что сейчас появляются множество носителей и сфер применения типографики, не имеющих исторических традиций или аналогий, правила в которых только формируются. Так автор рассматривает шрифты для КПК или делится советами хорошей типографики в e-mail сообщениях... «При сохранении существующих тенденций внешний вид шрифтов после 2020 года изменится сильнее, чем за все время, прошедшее с пятнадцатого века. Следующее поколение читателей может счесть приемлемым и наверняка легко читаемым то, что мы сегодня считаем нелепым».

Книга Эрика Шпикермана безусловно ценна для формирования здоровой и творчески активной типографической культуры и визуальной среды в целом. Ведь создавая образ современного Письма — мы формируем само Письмо как бы не хотели дизайнеры увильнуть от этой миссионерской работы...

Книга прекрасно проиллюстрирована и оформлена, а также снабжена большим количеством разнообразных примеров шрифтов из библиотеки ПараТайп, что делает ее еще более актуальной в практическом отношении.

Зрелый визуальный язык этой книги демонстрирует насколько неразрывна и теория и практика в современной типографики. Сам дизайн книги также можно назвать такой иллюстрацией, и это единство визуального и текстуального вызывает безусловное доверие.

5 февраля 2006 г.

Поделиться:

Канал в Telegram

Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.