Тексты : 2006 : Круговорот букв в дизайне — «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрия Гордона

«Книга про буквы» написана практикующим типографом и дизайнером. Пожалуй, ни для любой другой области столь «вместительного» визуального искусства это положение не приобретает такое существенное значение. Для Юрия Гордона типографика не законченная коммуникативная модель, а скорее творческая лаборатория. Сам характер и структура книги указывают на те проблемы, с которыми сталкивается каждый дизайнер. Почему кириллический шрифт (заголовок, логотип, текст...) всегда проигрывает латинице? «Мы можем сделать прекрасный шрифт, но его латинская часть (нами же сделанная!) будет по определению лучше родной кириллической»

Отправной точкой исследования Юрия Гордона собственно и является фундаментальная проблема русской кириллической типографики, ее родовая травма петровской реформы и гражданского шрифта. К этой теме автор возвращается неоднократно.

Как же возможно преодолеть эту проблему, не утеряв и не деформировав уникальную культурную идентичность, на что сразу же укажут опытные культурологи?

Юрий Гордон исследует эту проблему, сравнивая и анализируя начертания букв. И только в таком темпе — детального исследования и может находится решение. Ведь русский алфавит находится только в процессе формирования: «...наш алфавит графически намного хуже латницы. Грустное начало? И да и нет. ... Современному латинскому шрифту трудно сказать что-то новое... Нам гораздо веселее. Мы еще можем изобретать велосипеды: наши буквы еще не нашли своей окончательной, прекрасной формы».

Книга Юрия Гордона не является историческим исследованием (хотя читатель найдет в ней массу исторических примеров); это не учебник (хотя на материалах книги следует учиться); не теоретическая работа (хотя из этой книги можно вывести стратегию визуальной модернизации русского алфавита). «Книга про буквы» — целостное динамическое и практическое исследование, появление которого свидетельствует о несомненном взрослении и росте нашей визуальной культуры. Для следующих поколений дизайнеров и типографов она без сомнения окажется не заменимой.

Сильной стороной книги является показанная связь и одновременно различие буквы и логотипа. Что происходит, когда шрифтовой логотип превращается в обособленную коммуникативную структуру? «В логотипе отдельный знак гораздо заметнее, чем в тексте поэтому становятся важными такие нюансы в форме букв, которые в шрифте были бы отброшены как слишком нарочитые».

Автор, с одной стороны, отстраняется от алфавита как грамматической системы, рассматривая букву как графему (хотя разница подчеркивается: «графемы — это не буквы. Они не принадлежат к какому либо конкретному шрифту. Это обобщенные образы букв.») С другой стороны, он не дифференцирует ее в качестве замкнутой структуры, репрезентируя букву, как визуальный текст. Так что и таблицы с буквами в книге начинают восприниматься целыми письменами.

Не понимая систему и внутреннюю логику шрифта невозможно осуществить визуальную модернизацию русского кириллического алфавита. И эта именно та практическая задача, о которой как бы вскользь упоминает автор книги. «Мы далеко не все знаем о своих буквах. Именно поэтому моя книга не про шрифт, хотя о шрифте тут тоже говорится. Эта книга о каждой из 33 букв нашего несовершенного алфавита как об отдельной взятой личности. Это не научный трактат, а продукт личного опыта шрифтовика, дизайнера и рисовальщика. Здесь нет претензий на всеохватность, а есть пристрастие и приватный взгляд на вещи».

Типографика и начинается с буквы: в ней кристаллизуется опыт и качество Письма. «Книга про буквы» — это попытка проникнуть в визуальную этимологию буквы с целью практического и мгновенного применения. Новые шрифты должны создаваться. И это как никому известно Юрию Гордону.

Именно эта задача составляет перспективное виденье «Книги про буквы»: проделана чрезвычайно важная работа, оценить которую, в исторической перспективе, еще предстоит.

Ведь коммуникацией невозможно управлять не понимая ее основ, невозможно создавать ни эстетический ни функциональный дискурс, не осознавая самой архитектуры матрицы письма, оставаясь по прежнему глухими и безразличными к жизни буквы... А буква, как утверждает Юрий Гордон — живой организм.

Структура исследования и системный подход выводит «Книгу про буквы» на совершенно отличный уровень среди книг, посвященных типографике.

Это последовательное изучение внутреннего смысла буквы, каждой ее детали, элемента начертания... которые вместе с тем неотделимы от внешнего прочтения графемы и ее визуального восприятия. Это опыт Письма в его пластическом и экзистенциальном содержании.

14 сентября 2006 г.

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English