Тексты : 2005 : Знаки навсегда — «Графика современного знака» Сергея Серова

Знаки занимают в нашей культуре одно из ключевых мест. Знаки окружают, знаки служат, знаки подавляют... Все становится знаком, если верить семиотике и нет выхода из знаков если увлекаться футурологией. Для дизайнера знак и прежде всего знак визуально-графический имеет практическое значение. Знак является основой и отправной точкой любого фирменного стиля и универсальной системой для построения коммуникативных интерфейсов.

Кажется, нет необходимости рассказывать дизайнеру о важности и необходимости графического знака, так вся жизнь дизайнера проходит в практическом соприкосновении со знаком... Но подобный «практицизм» рождает, во-первых, некоторое невнимание к истории знака, а во-вторых, своеобразную близорукость к сути явления. Что такое знак, знак как таковой?

Книга Сергея Ивановича Серова «Графика современного знака» дает многоуровневое представление о знаках. Подборка знаков книги интересна как с исторической (даже коллекционной), так и практической точек зрения. Не обойдена вниманием и теоретическая проблема знака. И хотя книга собрана из статей Сергея Серова разного времени и для разных изданий — она создает очень цельное впечатление. И это не случайно, ведь «тема эта — сквозной сюжет не только профессиональной биографии автора, но и вообще всей истории графического дизайна».

Впрочем, речь в книге идет не только о конкретном историческом срезе — она выводит на размышления о судьбе российского дизайна, о его стратегическом и стилевом развитии... Какова судьба модернистского и постмодернистского знака, чем закончилась «Новая волна»? Или как меняется образ знака в зависимости от среды? Материал книги самый разный, как сами знаки и авторская индивидуальность создавших их дизайнеров. В книге рассмотрены как общие вопросы «экологии знакосферы», так и конкретные знаки, например «трудной победы Эркена Кагарова».

«Графика современного знака» — книга многоплановая: историки и теоретики знаков найдут в этой значительном собрании очень много ценного. И вместе с тем, книга интересна для практической работы — знаки, созданные такими авторитетными дизайнерами как В. Акопов, В. Чайка, Ю. Гордон, Ю. Гулитов, А. Гусев, В. Голыженков, Л. Фейгин, Б. Трофимов, и многими другими, представляют большое образовательное значение, занимая большую часть книги.

Книга эта — разговор, а вернее история, которую рассказывает автор о знаках до того как они становятся торговыми марками — то есть попадают в «чужие» руки и живут жизнью независимой от дизайнера и от дизайна. Этот рассказ «для своих» — для дизайнеров, для нас...

Закончен ли этот рассказ? Завершена ли история? Конечно нет! Еще вчера «со знаками было все понятно. Семиотика пересчитывала, объясняла и классифицировала любые знаки. Прагматика, семантика, синтактика. Знакообразование тоже происходило на счет «три». Функция, конструкция, форма. Информация, визуализация, визуальный текст. И со стилистикой все было ясно. Визуализируя объективно заданное содержание по формуле дизайн-стиля, упаковывая максимально большую информацию в минималистические формы лаконичных знаков, дизайнер ощущал себя борцом с мировым визуальным хаосом.» Но какова современная ситуация — а главное дизайн-стратегия? Что теперь — закономерный вопрос в духе Нэвила Броуди... Что дальше?

Ответить на эти вопросы невозможно не прочитав «Графику современного знака» Сергея Серова. Процесс формообразования и стилеобразования только начат. История продолжается... История же, рассказанная Сергеем Серовым — наглядна, и она прочувствована самим автором...

29 ноября 2005 г.

Поделиться:

Канал в Telegram




Друзья

Логосклад.ру

© При использовании материалов сайта соблюдение авторства и гиперссылка — обязательны.
© (2003—2017) Павел Родькин

Отдельные публикации могут содержать материалы не предназначенные для пользователей младше 16 лет.

English